туристические походы с детьми
добавить в Избранное

    |  Снаряжение  |  Отчеты о походах  |  Походы выходного дня  |  Путешествия с детьми  |  Фотоотчеты  |  Форум 


ПОДГОТОВКА
Планируем поход с детьми
Что взять в поход
Тактика похода
Питание в походе
интернет-магазин Треккинг
Собираемся в поход
Когда начинать
Организация похода
Выбираем детский рюкзак
Теория и практика
Основы туризма
Обмен опытом
Здоровый поход
Оздоровление в походе
Медицинская помощь
Техника безопасности
Маршруты для походов
с детьми

Пешие маршруты
Водные маршруты
Мастерская
Шьем снаряжение
Самоделки


Система Orphus
Главная   →   Отчеты  →   Велопоходы  →   Пензенская область

Дневник-отчет велопохода по маршруту Уфа-Сатка

  • Даты: 06-11 августа 2014 г.
  • Пономаревы: Ольга,
               Алексей,
               Елена (11 лет)
  • Маршрут: Уфа - Иглино - Чуваш-Кубово - Кудеевский - Урман - Улу-Теляк - Казаяк - Аша - Миньяр - Колослейка - Муратовка - Юлаево - Малояз - Насибаш - Лаклы - Кульмет - Межевой - Сатка
  • GPS трек похода

Как провести отпуск четырнадцатого года — было много сомнений. Вернее, как провести, было ясно — конечно же, прокатиться по красивым местам, да ещё, чтобы вода была рядом. А вот где кататься — тут однозначности не было.
Хотелось вдоль Дона проехать. И в Белоруссию тоже хотелось.
Читали, глядели отчёты, сравнивали, сомневались. И вот, уже поздней весной, Оля сказала: в Сатку хочу. Дело в том, что в этом небольшом уральском городке живёт моя сестра. Раньше там было очень много родни, но время идёт, и за последние четырнадцать лет приходилось ездить в Сатку несколько раз по грустным причинам — в очередной раз проститься с близким человеком. Жена моя была в Сатке в двухтысячном. С первого раза влюбилась в природу Урала. Последнее время часто вспоминает тот год, небольшие походы, что мы осилили со старшим — тогда восьмилетним пареньком.

Короче — слово сказано, как-то быстро была принята эта мысль, и началась подготовка. Это раньше было просто — ничего не надо — ни тебе карт в навигатор, ни снаряжения какого серьёзного — всё в рюкзак умещалось. А теперь ведь мы не просто так — на велосипедах передвигаемся, да ещё и не по одному дню желательно. В общем, были сделаны разные варианты карт, прочитаны и приняты к сведению маршруты, по которым уже проходили наши предшественники.

В технической части все мелкие неполадки были устранены, так же пришлось пошить дождевые чехлы на рюкзаки и сумки, и один недостающий чехол на велосипед — для перевозки в вагоне. По совету знакомых велотуристов была пошита универсальная конструкция — получился тент размером 1,5х2,1м., который с помощью пришитых по краям «молний» состёгивается в велочехол. Забегая вперёд, скажу, что такое решение нас очень сильно выручило.

Итак — шестое августа 2014 года. Состав команды прежний, семейный. Шестнадцать часов, погрузка в вагон поезда Пенза — Владивосток. У нас билеты до Уфы, от столицы Башкирии хотим крутить педали до места. Сразу хочу сказать, что самый простой (из точки У в точку С) путь — по трассе М5 — нас, конечно же, не устраивал. Кому хочется несколько дней жаться к обочине от огромных грузовиков и шустрых легковушек, глотая дым? Нет, лучше проложить маршрут по второстепенным, малозагруженным дорогам — можно будет спокойно ехать, наслаждаясь природой.
По трекам, на которые мы ориентировались, получается примерно 300 километров. Считаем, что пройдём этот путь дней за пять-шесть, не торопясь. Всё же не наша равнина — в Челябинской области начинаются горы, и дороги идут вверх-вниз — хорошие затяжные подъёмы получаются.

В девять утра (а местного времени уже одиннадцать, почти обед) мы собираем велосипеды на платформе уфимского вокзала. Почему-то в этот раз разборка-упаковка в Пензе и сборка в Уфе проходила в ажиотажной обстановке. Как никогда много было интересующихся, а маленькие ребятишки просто затеребили свисток Алёнкиного велосипеда — он сделан в виде панды, малыши не могли пройти мимо такой игрушки. (Этот панда — тоже бывалый парень. В 12 году на Самарской Луке он решил с нами не ездить, и в первый день похода убежал в лес. Алёнка переживала за него очень сильно. А вернулся он только на новый год, под ёлкой прятался.)

Велосипеды собраны, рюкзаки крепко привязаны — можно выдвигаться. У путей стоит паровоз — почти, как у нас в Пензе — делаем «контрольное» фото на фоне этого трудяги, и выезжаем в город.

Сразу же — крутая горка вверх. Асфальт отвратительный, трещина на яме. Осиливаем горку, поворачиваем в сторону проспекта Октября, по такому же разбитому асфальту продолжаем путь. В магазине покупаем консервы, сок, шоколад.

Выехали на проспект — глаз радуется. Европа, не иначе — ровный новый асфальт, быстрое движение. На тротуаре размечена велодорожка. Интересуемся у встречного, далеко ли дорожка идёт — говорят, до бульвара Славы. Хорошо, нам туда и надо.

Уфа, велодорожка

Легко катимся по велодорожке — в нужную нам сторону небольшой уклон. Много школьников, вернее, почему-то, школьниц, катается на велосипедах — встретили в основном девчонок. Через шесть километров дорожка заканчивается, ныряем в подземный переход под проспектом, ещё один квартал вниз, и поворачиваем на восток, к выезду из города — на Трамвайную улицу.
На дорогу возвращаются ямы и трещины. Такое впечатление, что следят только за проспектами, прочие улицы даже не латают. Семь километров напряжения — приходится лавировать у обочины, краем глаза наблюдая за автомобилями, которые не в лучшем положении хлебают те же ямы.

Выезжаем на старую трассу М5, тут асфальт чуть лучше, можно разогнаться, и ещё через семь километров сворачиваем в сторону Иглино — ближайшего райцентра. Едем через пригородные посёлки Князево, Дорогино, Кириллово — везде аккуратные домики, красиво и чисто. Обращаем внимание на рекламу вдоль дороги - «брус», «блоки», «цемент», «кровля», «бурение скважин», «песок-щебень» - все строятся. И магазины соответствуют. Иглино объезжаем слева, вползая в крутую горку. Решаем устроить привал. Находим тихое место за небольшим лесочком, отдыхаем, подкрепляясь консервами.
За городом дороги очень хорошие, чувствуется разница в подходе к ремонту.

Сворачиваем в сторону Чуваш-Кубово. В начале посёлка парни ремонтируют ворота. Останавливаемся узнать, где можно раздобыть воду. Рассказали, что колодцы и скважины у всех во дворах, но вода очень плохая. Правда, поделились с нами водой, которую сами привозят из родника. Спасибо. Дальше — Тавтиманово. Здесь асфальт заканчивается,

по грейдеру едем пару километров, подныриваем под железную дорогу, выезжаем в Новотроицком. Дорога — разбитая грунтовка вдоль дач. Даже на велосипеде очень трудно ехать. Рядом с дорогой бежит небольшой ручей, который на карте назван «река Лобовка». Чуть дальше на карте видно, что на Лобовке есть пруд - думаем остановиться там для ночлега. Едем, поглядывая влево - только болото и камыш. Придётся ехать дальше. На развилке дороги к нам выскакивают два котёнка. Останавливаемся, тискаем их. В этот момент Оля замечает слева за деревцами блеск воды. Едем на разведку, находим большой красивый пруд. Распрягаем коней — ночуем здесь. В первый день пути намотали на колёса 66 километров. Неплохо.

А место очень даже приятное. Утки обжили соседнюю бухту, добывают что-то со дна. На противоположном берегу шум крыльев. Не поверили своим глазам — большой серый гусь приземляется в развилку дерева. Потом уже нам сказали, что он живёт здесь. Специально искал в сети, пишут, что гуси иногда делают гнёзда на деревьях.

Палатка, печка, дрова, ужин.... Уже солнышко садится — успеваю сделать несколько снимков.


Ночью спали крепко, только Оля выходила поглядеть на местные разборки. Какая-то животина, вроде выдры, пугала уток у берега. Утки кричали и срывались в плавание. Какой-то писк, визг, кряканье. Потом всё стихло.

Проснулся с рассветом. Завёл печку, сварил чай, угостил рыбака, что сидел рядом с нашей палаткой на берегу, поднял своих путешественниц. Самая главная сложность походов — разбудить их с утра. Солнышко показалось над горизонтом — ещё несколько удачных кадров получилось сделать.


Подкрепились кашей, стали собираться. Ещё рыбаки подъехали — место популярное.

Выехали на ту же разбитую дорогу, благо до Кудеевского совсем немного. На краю посёлка набираем воду в колодце — здесь уже проще, чем вокруг столицы, никто колодцы за заборами не прячет. И вода очень вкусная.

вода очень вкусная

Вот и асфальт. По переезду пересекаем железную дорогу, едем в сторону посёлка Урман. Утром жары ещё нет, дышится легко, а красота вокруг... Вроде бы, всё то же, что у нас, но воспринимается по-другому. Луга просторны, на горизонте видны предгорья.


В лесу очень много лип — недаром Башкирия считается медовым краем. Увидели у дороги воду, свернули к пруду - он более заросший, чем тот, где мы ночевали. Если бы не вчерашние котята, мы, скорее всего, тут и остановились бы на ночлег.

Погуляли по берегу, едем дальше. Перед Урманом снова пересекаем железную дорогу, едем северней через Фаткуллино в Улу-Теляк. Недалеко от Казаяка открыли каменный карьер, самосвалы возят породу на строительство дорог, поэтому от карьера в разные стороны насыпаны очень хорошие грейдеры.

Вот на такую дорогу мы и вышли недалеко от Улу-Теляка, немного не доехав до реки Сим. Где-то здесь, судя по отчёту группы из Нижнего Новгорода, они делали первую ночёвку. Почти на 25 километров больше нас проехали в первый день — но у них и поезд пришёл рано утром, да и ехали только молодые парни.
Решаем найти понравившееся им место. Проехав около двух с половиной километров по грейдеру, сворачиваем на неприметную тропку в лесу. Видимо, тут давно никто не ходил, потому, как даже пешком пробирались с большим трудом. Всё же вышли на берег — большой водой сильно подмытые обрывистые склоны.
Ну, раз уж добрались сюда, надо искупаться. Спустился к воде, разобрал завал из тонких стволов со следами бобриных зубов, только тогда смогли зайти в воду. Как же приятно с жары окунуться в холодные струи! Течение в Симе быстрое, далеко от берега плавать опасно.

река Сим

Пора выбираться на дорогу. Всё по тому же грейдеру едем мимо Казаяк-Кутуша, мимо карьера. Тут уже начинаются предгорья и дитё на радостях пытается сфотографироваться с каждым холмом и камнем.

предгорья Урала

Обещаю ей, что дальше будет интереснее, едем вперёд. в Казаяке просимся в открытую калитку, нам наполняют ёмкости водой из колодца. Попутно выясняют, откуда и куда мы путь держим. Узнаём, что дочь хозяев дома живёт в Уфе и тоже любит велосипед. Благодарим, прощаемся, едем дальше.

Через несколько километров переезжаем по мосту речку Ашинку и въезжаем в пригород Аши. Понравился красивый берег Ашинки, решили сделать привал. Отъехали от дороги метров триста, излучина реки образует большой красивый луг. Вокруг растут огромные тополя — диаметр ствола около двух метров. Около поваленного дерева останавливаемся на обед.



Сейчас по карте поглядел — в этом месте граница между Башкирией и Челябинской областью проходит аккурат по речке. Плескаясь в чистой воде, мы много раз перемещались через границу. А мальки, нисколько не боясь, кусали нас за пятки в наказание. Набравшись сил, продолжаем путь. Чтобы попасть в Ашу, надо преодолеть брод через Ашинку под железнодорожным мостом. Прохожу его, не вставая с седла. Девчонки, как всегда, перестраховываются — разуваются и ведут велосипеды руками.

На въезде в город снова просимся за водой в открытые ворота дома.
Аша — небольшой металлургический городок. На асфальт денег опять не хватает. Дальнейший наш путь идёт примерно вдоль уже означенной границы Башкирия-Челябинская область. Пересекать границу пришлось неоднократно. Каждый раз замечали разницу — в Башкирии асфальт идеальный, а в Челябинской — как придётся.

Десять километров по городу, выезжаем на дорогу Аша — Миньяр.

Очень красивый участок. Слева скалы, под ними проложена железная дорога. Под «железкой» - река Сим. Над Симом — автодорога. В начале дороги съезжаем к речке, общаемся с местными автолюбителями, узнаём о возможности разбить лагерь ближе к Миньяру. Тут же на берегу находим родник с ледяной водой. Пьём, обливаемся, чтобы как-то бороться с жарой.



Проезжаем по дороге семь километров и в районе детского лагеря спускаемся к берегу. Аккуратная полянка как будто ждала нас, чтобы пригласить на ночёвку. Второй день принёс нам 65 километров впечатлений. Как только начали обустраиваться, появилась молодая дворняга. Явно заинтересована, но подходить боится. Пытались прикормить печеньем — не подходит, но оставленное на траве съела.

Поужинали, продукты в мешке подвесили на толстую ветку позади палатки, накупались в реке под шум проходящих поездов, легли спать. Собака бродит по поляне. Чем-то гремит, стучит по земле. Думал, подбирается к продуктам. Вышел проверить — нет, ловит мышей. Как лиса затаивается, затем подпрыгивает на метр вверх и, приземляясь, двумя лапами с силой бьёт мыша. Уснул. Опять от шума проснулся. Жена ворчит — чего бродишь, мол. Рассказываю про собаку. Теперь не спит уже Оля. В очередной раз толкает меня — теперь точно продукты тырит. Выходим вместе. Ничего подобного. Поклёп на животное. Она по мышам промышляет. Вышел я с фонарём на лбу, и почему-то на этот свет собака подошла. Притёрлась к ноге, потянулась. Всем видом показывает, что она с нами. Погладили животину, продукты на всякий случай забрали в палатку. Уснули спокойно до утра. Сторож свернулся калачиком у входа.

Интересная была ночь. Поезда шумят — надо учесть, что место расположено в ущелье меж гор, эхо соответствующее, собака бродит, мыши шуршат. Утром не смогли заставить сырые дрова гореть.
Позавтракали сухим пайком со вчерашним чаем, собрались и выехали в сторону Миньяра. Собака с ворчанием проводила нас до дороги, хотя за всю ночь мы от неё и звука не услышали. Ехали по утренней дороге, периодически ныряя в клочья густого тумана. Вершины гор тоже надёжно укрыты облаками.


В Миньяре остановились у магазина, чтобы позавтракать. Как обычно — шоколад с соком, добавив вкусные свежие булки.

Зарисовки с натуры.

В магазине:

здравствуй.
здравствуй.

(то есть, так понимаю, на «ты», не просто продавец и покупатель).
Дай, пожалуйста, вон то, вон то, и лоток фарша.
Держи.
Так... вот... Чё это написано? Ты чё даёшь-то? Произведено в январе, срок четыре месяца???
Так потому и сто рублей всего. Не хочешь-не бери.

Рядом с магазином:

стоим с женой и дочкой, завтракаем. Рядом таксист разговаривает со своими знакомыми — семья тоже с ребёнком — школьником.
Через каждое слово — два-три слова «великого и могучего». Обращаюсь к нему, откуда, мол, он такие слова красивые знает, которые при детях не очень как-то...
Не обращая внимания, начинает выговаривать слова ещё чётче... Самец, чё. Взрослый. На «Волге» ездит.
Таковы обычаи в российской провинции.

Почувствовав силы для дальнейшего похода, седлаем коней. На выезде из Миньяра очень красивый пруд в окружении гор.

очень красивый пруд в окружении гор

Потом асфальт петляет по межгорьям, ведёт нас в сторону Ерала и Кропачёво. Очень красивое обрамление дороги — кругом горы, на которых каким-то чудом держится лес.


Оборудована стоянка у родника. Он, как и многие теперь, сделан в стиле «святого источника».

Ещё чуть дальше по дороге родник, но уже без «нововведений». Вода везде очень вкусная и холодная. Как говорил раньше, по трассе нам не очень хочется ехать, поэтому сворачиваем у Колослейки в горы. Этим же путём в 2009 году прошли нижегородские туристы. Нормальный каменистый грейдер. Вокруг тишина и красота.

Переговариваемся с группой местных жителей, возвращающихся с покоса, желаем друг другу успеха. В Караганке встречаем подвыпившего мужичка. Он увидел в нас какое-то разнообразие, подошёл. - Лёня. Откуда, куда? Когда сказали, сильно удивился, всё приглашал попить чаю у него дома. Вежливо отказались, животы полные. Попутно расспросили про дорогу, что нас ждёт. Лёня ездить по ней не советовал — там, говорит, давно никто не ездит, всё заросло. Решили, что будем первопроходцами. Попрощались, - удачи!!!


Где-то здесь поляна, на которой была вторая ночёвка у той группы, на которую мы ориентируемся. Находим это место, оцениваем. Дорога становится интереснее — впереди хребет. Набор высоты 250 с лишним метров.

Зато потом сразу сброс на 150 метров, правда, всё по той же каменистой дороге — не разгонишься. Съехали вниз, упёрлись в холм

.

Налево — Биянка, направо — дорога в Муратовку, которой нас пугал Лёня. Начинаем движение. Твёрдая каменистая дорога. Ехать — одно удовольствие.
Стоп! Лужа. От края до края.

Тут хочу сказать, что до этого Урал принял на себя месяц дождливой погоды. В Сатке, куда мы направляемся, даже были эвакуированы несколько улиц из-за подтопления. Мы внимательно следили за погодой, уже хотели, было, сдавать билеты, но за неделю до нашего отпуска дожди закончились. Хоть пасмурно, но сухо. Грунты подсохли. А с нами и солнышко вернулось.

Спешиваемся, аккуратно ведём велосипеды. Впереди ещё одна, там ещё и ещё. Пройдя с десяток луж, думаю — дорога — камень, дно не должно быть вязким. Сажусь, несколько луж преодолеваю в седле, пока очередная не оказывается глубиной с полметра. Ноги мокрые, рюкзаки подмочены. Хорошо, что все вещи упакованы в гермомешки. А мокрые ноги добавляют хорошую долю пофигизма — теперь можно не беспокоиться.

несколько луж преодолеваю в седле

А день жаркий, пот течёт ручьями. Приходится пить много воды, отчего ещё сильнее потеть. Но без питья нельзя — может получиться обезвоживание. Справа от дороги журчит речушка Нижняя Биянка.

Находим место, где она подходит к самой дороге, раздеваемся и забредаем в воду. Ух! Ноги свело моментально. Вода ледяная, зайти глубже нереально. Ну, хоть поплескали на себя, смыли солёный пот. Дорога теперь заросшая, она забирает чуть вправо. Вот развалившийся бревенчатый мостик через Биянку, а через несколько десятков метров мостка уже нет — приходится шлёпать по воде.

Тут же из речки наполняем ёмкости водой. Непривычно для нас то, что на Урале из большинства источников можно без опаски пить.

Снова начался набор высоты. За пять километров мы набираем 200 метров, всё это пешком по сильно заросшей каменистой дороге с лужами и сильными промоинами от дождевых потоков, под постоянными атаками оводов. Девчонки вспоминают Лёню с его предупреждением. Но ведь нормальным туристам чем трудней, тем интересней. Сомневающимся предлагаю осилить горку от Биянки в обратную сторону и ехать потом по трассе. Отказываются.

Вот, наконец, поворот дороги и вид вниз!!! На горушке чуть суше, можно аккуратно ехать. Спускаемся, выезжаем на луг и падаем в траву. Здесь ветерок, оводы не допекают. Несколько минут молча лежим, отдыхаем.


Муратовку проезжаем, не останавливаясь, в Юлаево заправляемся водой и находим магазин. Тут же с квасом (сока не было) съедаем граммов по сто шоколадных конфет, закупаем тушёнки и печенья. Пока ели, вдогонку из магазина вышли продавщица с подругой, стали расспрашивать нас, кто мы, откуда и куда. Подтянулся местный дед. Одобрительно закивал, рассказал, что в молодости спортом серьёзно занимался.

Хочу сказать, что отношение у местного населения всегда заинтересованное и доброжелательное. Поговорили о том, где можно встать на ночь. Все рекомендовали ехать если не в Алькино, где пруд, но, вроде, без денег не встанешь, то на Юрюзань, ещё дальше. Мы со всеми соглашаемся для конспирации, а сами, отъехав от Юлаево с километр, ныряем с дороги за берёзовую рощу — сил куда-то ехать уже не осталось.

Такой вот разнообразный день получился - 63 километра, по времени большая часть — бездорожье.

Как всегда, ужин, чай, отбой. Первая ночь, когда рядом не было беспокойной животины. Спим крепко. Утром встаю со светом. Разжигаю печь, варю свежий чай, кашу. Бужу своих. Попутно встречаю с фотоаппаратом восход — красиво, туману такого налили, что можно ведром собирать.

встречаю восход

восход — красиво

туману налили

Приводим стоянку в порядок и выезжаем на асфальт. В очередной раз хочу сказать, что мусор после себя мы не оставляем. Всё, что горит — сгорает, металлические банки везём с собой до первой мусорки. Если бы все отдыхающие на природе поступали так же, думаю, в наши леса приятнее было заезжать.

Едем по Башкирии, асфальт хороший. Над дорогой в догонялки играют соколы — громко кричат и пикируют друг на друга. Вообще заметили, что здесь очень много птиц, в том числе хищных. Часто видим чёрных коршунов небольшими группами и поодиночке. Их легко узнать, даже не видя — крик чёрного коршуна напоминает ржание лошади.

В Алькино докупаем лимонов в чай, тушёнку, печенье. В этом селе 260 лет назад родился национальный герой Башкирии Салават Юлаев. В своё время он вместе с Пугачёвым поднимал народ на бунты. Его очень хорошо помнят и любят в республике. По моим понятиям, Юлаев сейчас — это как Ленин для нас в советские годы. К очередной годовщине рождения Салавата ремонтируют дороги, открывают новые детские сады. Думаю, нам тоже надо подобного героя, чтобы дороги делали.

Так про дорогу - бежит она по высоким холмам, ехать стало заметно труднее — когда вверх. Вниз-то проще. Перед Малоязом — село Новые Картавлы. Здесь над Юрюзанью огромная поляна, где месяц назад при участии главы республики широко отмечали юбилей народного героя. Были накрыты богатые столы, гостей угощали шашлыком. На пригорке за селом камнями выложены буквы: «Слава Салавату!» Одним словом, любят здесь своего героя.

Едем по Башкирии, асфальт хороший



бежит дорога по высоким холмам

Если поглядеть по карте, до цели нам остаётся как раз дневной переход. Оля просит сделать днёвку, чтобы постираться и отдохнуть. Смотрели место у реки перед Картавлами — не понравилось — слишком высокий берег, да и в воду заходить неудобно. У Малояза поворачиваем направо, в сторону села Лаклы. Сразу за поворотом — мост через Юрюзань. Ищем место здесь. Красиво, конечно. Но, там, где в речку зайти можно — ни единого деревца, то есть, ни дров, ни тени, ни верёвку натянуть, а там, где деревья начинаются — берег болотистый — не зайти.


Полюбовались противоположным скалистым берегом и поехали дальше. Через несколько километров на пригорке у дороги заметили какой-то памятник. Подошли - «Салавату Юлаеву от комсомольцев Насибаша». Рядом вертикальный вход в пещеру.


Не доезжая до Насибаша, сворачиваем в сторону речушки Наси. Крутые берега, не подобраться — похоже, днёвки не получилось. Жаль, места очень красивые. В Насибаше доливаем воды из колонки, обедаем на крыльце магазина вкусным мороженым и продолжаем путь.

До Лаклов доехали быстро. На въезде в село к дороге подходит речка Лакла. Над ней в горе — лаклинская пещера — место популярное среди спелеотуристов. Вот и сейчас со стороны пещеры к дороге подходит большая группа молодёжи. Останавливаемся, приветствуем всех. Ребята из Уфы, сплавлялись по реке Ай и завершили свой поход экскурсией в пещеру. Довольные. К нам неподдельный интерес. Спрашивают откуда и куда, как едем, где ночуем. Когда узнают, что за день мы проезжаем больше шестидесяти километров, сильно удивляются. Ну да, по реке на плотах немного другие скорости.


У моста через Ай настоящий ажиотаж — сразу несколько групп собирают снаряжение и сушат гондолы. Как правило, сплавляются по Аю от Межевого до Лаклов. Вроде, и небольшое расстояние, по прямой всего шестнадцать километров, а по реке получается больше пятидесяти. Можно неспешно путешествовать два-три дня, этот маршрут очень популярен, наши пензенские водники тоже бывали тут.

сплавляются по Аю от Межевого

На пригорке село Еланлино, или, как теперь пишут, с учётом местных традиций и языка, «Еланлы». За селом в сторону Межевого уходит новый грейдер — можно срезать путь на пятнадцать километров.

Ползём по горкам вверх-вниз, ближе к вечеру добираемся до села Кульметьево, или «Кульмет». Кульмет стоит на берегу Ая. Решаем ночевать тут. Спускаемся по сельской улице к берегу реки. Навстречу шеренгой идут четыре мамочки, у каждой в руках коляска с дитём. Смеёмся вместе с ними — говорю, место какое тут благоприятное — детишек много. Да и вообще, на улице много мелюзги бегает. На берегу, сразу за улицей, обустроен мощный родник. Нам рассказали, что две недели назад, в дожди, не было видно столбиков ограды — вода в реке поднималась больше метра.

Располагаемся на берегу. По реке вниз проходят несколько надувных плотов, особенно запомнился один — крейсер, собранный из шестнадцати гондол, мы насчитали на борту более двадцати человек. Машем руками, обмениваемся с ними приветствиями — ребята тоже из Уфы, как и те, что встретились нам в Лаклах.

Тут же с проверкой приходит кот. - Что, где, как, правильно ли палатка стоит, хорошо ли велосипеды лежат? Сколько проехали сегодня, говорит. — 70км, отвечаю. Приглашаем его ужинать с нами — не отказывается.

Демонстрирует на брёвнышке, какие у него крепкие когти и подлизывается, чтобы поиграли с ним. Искупавшись перед сном, прячемся в палатку, кота оставляем на хозяйстве.

Он прячется в велосипедах под тентом и зорко наблюдает за обстановкой.
Среди ночи подпрыгиваю от сильного шума. Сперва не понимаю, что случилось — первое впечатление, что надвигается мощный гул водного потока, мысль - «щас смоет нафиг». Прислушавшись, понимаю, что за бортом шквалистый ветер — палатку треплет основательно. Сосны, растущие на склонах, создают сильный шум. Звук многократно усиливается, отражаясь от гор, получается страшно. Рядом с круглыми глазами подскакивает Оля. Выпрыгиваем из палатки, начинаем привязывать ветровые оттяжки. Тент, натянутый на велосипеды, прижали камнями сверху. Не зря котяра всё проверял вечером — знал, наверняка, прогноз погоды. Что интересно — велосипеды мы обычно накрывали куском плёнки, обхватывая по кругу багажными резинками, чтобы не сдуло. Почему же с вечера мне пришло в голову использовать чехол-тент, о котором писал в начале? Накрыл велосипеды и, пропустив багажные жгуты в петли, закрепил. Не зря.

Тут же под ногами крутился и наш когтистый дозорный, просил пустить в палатку. Каюсь, не пустили. Какое-то время шквалы продолжались, потом немного стихли, и мы уснули.

Утром подниматься не спешим, до цели не более тридцати километров. Выбравшись из палатки, залюбовались видами. Со склонов гор поднимаются тучки — зацепились ночью за сосны, теперь собираются вместе, чтобы лететь дальше.

Замечаем новых соседей — весь берег оккупирован гусятами. Деловые такие — ходят, переговариваются, траву щиплют, в воде полощутся. Смешные.


Развожу огонь — обязанность заготавливать дрова, а печка наша работает на небольших веточках, всегда лежит на Алёнке. Это она первым делом, когда приезжаем на новое место, обходит территорию и стаскивает в лагерь всё, что может пойти в огонь. С пригорка, громко мяукая, вприпрыжку бежит кот - видимо, сбегал домой, отметился, а наше пробуждение прозевал. Теперь заново обходит всё, проверяет, каждому в глаза заглядывает. Ну что ж, завтрак честно заработал, делимся кашей.

К роднику нас тоже провожает, смотрит, чтобы всё в порядке было. А вот с гусями у него, похоже, отношения не очень — настороженно относится к этой братве, старается в поле зрения держать — видимо, приходилось сталкиваться в тёмном переулке.

Отчаливаем, наш новый товарищ идёт по своим делам. По грейдеру въезжаем в Межевой — тут всего пара километров, хороший асфальт ведёт нас вниз, к новому мосту через Ай — от старого остались только береговые опоры. За Межевым едем в сторону Сулеи и ругаемся. Видимо, окружённая горами равнина обманывает зрение — кажется, что едем под горку, но при этом педали приходится крутить натужно. Если остановиться, слезть с велосипеда и поглядеть в обратную сторону — кажется, что под горку туда. В общем, загадки мозга. Пока проехали эти семь километров, вымотались.

Недавно в книге нашего земляка Владимира Басалаева «На тандеме до Тихого океана» нашёл созвучные своим мысли:

Первая горка приблизилась быстро и сразу показала, что башкирские горки были для нас просто тренировкой. Первый же тягун показал принципиальную разницу Башкирии и Урала, применительно к велосипедисту, движущемуся в гору. Если в Башкирии конец подъёма практически всегда виден от его начала, то на Урале, каждый раз, только мечтаешь увидеть его, за очередным поворотом. Но осуществление мечты откладывается до следующего поворота, затем снова до следующего, затем опять до следующего. Так продолжается до тех пор, пока не начинает казаться, что дорога пошла на спуск. Спрашиваю Людмилу:
- Что с тандемом? Почему он медленно катит?
- А почему он должен катить быстро? Мы ведь в гору едем.
- Нет, с горы!
- В гору!
- Разве?
Останавливаемся. Схожу с тандема, смотрю назад, вперёд, снова назад. И, правда, в гору... Да, здесь, на подъёмах, нужно отдыхать. А то, мы уже взяли за тактику одним махом забираться в подъёмы. Напряжёмся, потерпим, а потом, с горки, отдыхаем. Здесь же нужен другой подход.

Вообще, мне знакомо состояние, когда возникает иллюзия спуска. При определённой степени усталости, когда велико желание поскорее забраться в очередную гору, и её конец уже действительно близок, это желание порождает иллюзию того, что спуск уже начался. Сбрасываешь цепь на маленькие задние звёздочки, крутишь, а скорости нет! В чём причина? Может, колодка тормоза касается обода? Или заднюю втулку заклинивает? Взгляд назад, с велосипеда, не помогает избавиться от иллюзии. Остановишься, крутанёшь рукой заднее колесо. Крутится прекрасно! Отдохнёшь, осмотришься. Всё, дошло! Цепь - на большие звёздочки, и - вперёд, терпеть до вершины подъёма! Другие велосипедисты, особенно, путешествующие в одиночку, тоже рассказывали об этом.
А Вам знакомо такое состояние? Если нет, то у Вас ещё всё впереди. Значит, Вы ещё не успели по-настоящему покататься на велосипеде!

Поднырнув под железную дорогу (по ней поезда из Уфы доезжают сюда за пять-шесть часов, а мы в пути уже пятый день, зато сколько красоты увидели), свернули к мостику через небольшую речку Ищелку.

Отдохнули и приготовились к последнему броску. Впереди Калым-гора. Здесь на девять километров пути триста двадцать метров набора высоты.

На самой вершине, за поворотом дороги, стоит монумент «Сатка», украшенный магнезитовыми глыбами.

город Сатка

В этом уральском городе добывают магнезит — минерал, из которого делают огнеупорный кирпич. Большая часть населения так или иначе связана с комбинатом «Магнезит».

От монумента, не крутя педали, скатываемся до самой Сатки — шесть километров с ветерком. Нам всегда кажется несправедливым — карабкались в Калым-гору мы больше часа, а спустились с неё за пять минут. Почему не поровну? Тогда бы не так обидно было.
Ещё немного в горку за прудом, и мы уже едем по улице, где нас ждут.

Сегодня, 11 августа, мы проехали 28 километров. Всего получилось 292 километра с набором высоты 2900метров.

12 августа отмечали двенадцатилетие Алёнки, потом пару дней пережидали начавшиеся дожди, а с 15 числа катались по окрестностям. Об этом — во второй части рассказа.

Алексей Пономарев
Август 2014.
С удовольствием пообщаемся, если напишете нам по адресу
alex_ponomar(закорючка)mail.ru


Другие отчеты о походах и путешествиях вы можете посмотреть на странице
Отчеты и дневники о походах с детьми.

Магазины туристического снаряжения | Детские турклубы | Ждем ваших материалов | turistenok@mail.ru


Copyright © 2007-2022 Туристенок.ру