туристические походы с детьми
добавить в Избранное

    |  Снаряжение  |  Отчеты о походах  |  Походы выходного дня  |  Путешествия с детьми  |  Фотоотчеты  |  Форум 


ПОДГОТОВКА
Планируем поход с детьми
Что взять в поход
Тактика похода
Питание в походе
интернет-магазин Треккинг
Собираемся в поход
Когда начинать
Организация похода
Выбираем детский рюкзак
Теория и практика
Основы туризма
Обмен опытом
Здоровый поход
Оздоровление в походе
Медицинская помощь
Техника безопасности
Маршруты для походов
с детьми

Пешие маршруты
Водные маршруты
Мастерская
Шьем снаряжение
Самоделки


Система Orphus
Главная   →   Отчеты  →   Велопоходы  →   Велопробег на тандеме

Четверо на двух колесах или тандем для семьи

Апрель-май 2007, 3 дня, 2 детей (3г и 1г),
автор: Виталий Некрашевич, г. Новосибирск.

Предисловие.

Вот и состоялось знаменательное для нашей семьи событие. Впервые, после очень долгого перерыва в наших с женой совместных походах, нам удалось выбраться в многодневное небольшое путешествие, прихватив с собой и наших дочек в возрасте 3-х лет и 1 года.
Этим путешествием был Общесибирский трехдневный велопробег "Первомай-2007", который собрал почти 150 человек из разных сибирских городов на дорогах кемеровской области. На нашем велотандеме, экипаж которого состоял из четырех человек, включая двух наших малышей, мы преодолели 200км асфальтовых дорог при непрекращающемся практически всю дорогу сильном встречном ветре.
Не скажу, что мы специально готовились к этому событию. Тандем приобретался как транспортное средство, которое было призвано решить некоторые проблемы несовместимости жены и велосипеда, и возможность первого серьезного испытания тандема выпала без уведомления - "как снег на голову".

Семейным путешественникам основное ограничение на дальность и длительность поездки доставляют их дети, для которых, в силу их малого возраста, длительные выезды могут оказаться утомительными. Если у супругов интерес к природе обоюдный, то в этом случае про совместные походы можно надолго забыть, если под рукой нет родственников, способных приглядеть за детьми на время отсутствия их родителей. Но успешно состоявшийся велопробег показал, что "у страха глаза велики". При некоторой подготовке родителей и небольшой предварительной тренировке малышей вполне можно устроить совместное хотя бы что-то среднее между вело-ПВД и велопоходом, даже в условиях ненастной погоды.
Далее опишу, как это все происходило у нас, небольшую историю наших вылазок с детьми, историю приобретения тандема и как все это было.

1. Между небом и землей. Между домом и походом...

Начиналось все просто - никак не получалось приобщить жену Олю к велосипеду. Из-за ее некоторой боязни развить приемлемую скорость, она оказалась неприспособленной для поездок в группах, несмотря на то, что велопрогулки ей очень нравятся. У меня еще не было опыта многодневных выездов на велосипеде, а рождение первой дочки (Насти) только добавило ограничение на дальние велостранствия. Жена, на долю которой пала основная тяжесть по присмотру за ребенком, лояльно относилась к моему отсутствию в походах, когда на это была серьезная причина (в основном выезды для постановки марафонских дистанций или судейства). Возможно "простила" бы и беспричинное пропадание вдали от семьи, но это было бы не совсем правильно с моей стороны. Мне вместе с женой оставалось на долгие годы забыть про туризм, ожидая, когда дочка подрастет достаточно, чтобы ее можно было безбоязненно брать с собой в тайгу.
Такая перспектива не радовала ни меня, ни Олю. Нас, туристов в душе, терзали мысли найти какой-то способ, чтобы сократить срок будней, которые приковывали нас к домашнему комфорту. На слуху были случаи, когда родители успешно проходили с детьми сложные походы, но у нас такого опыта еще не было. Решив, что мы не хуже других, начали искать пути по приобретению этого опыта...:)

1.1. Велокресло. Трое на двух колесах.

Эксперименты по выезду с детьми начались с самого простого - с приобретения специального детского велокресла. Настя быстро оценила эту комбинацию кресла и байка, и мы с ней с удовольствием катались в близлежащих окрестностях Академгородка, начиная с возраста 1 год и 4 мес. Удавалось собраться небольшими детскими группами, в которых было до трех велородителей с детьми (и их число сейчас постоянно растет), но жена продолжала сидеть дома. Иногда мы выезжали с ней совместно, но с группой прокатиться не получалось - слишком медленно она ездила.
Однажды сделали попытку немного поторопить события и проехаться до деревни, где иногда обитает наш инструктор по пешеходному туризму. Я повез Настю в велокресле и небольшой груз в наспинном городском рюкзаке. Оля везла все остальное на своем багажнике в велорюкзаке. Из-за малой Олиной скорости расстояние 37км по проселкам преодолели чуть более, чем за 5 часов и почти без отдыха. Останавливаться не давали комары, которые сзади налетали тучей и валили с ног. В одиночку полностью загруженный 100-л рюкзаком (где-то на 15...17кг груза) это расстояние я на своем 20-кг стелсе проезжал за 3.5...4 часа со всеми перерывами.
В общем, та поездка хороших впечатлений почти не оставила. Через некоторое время родилась вторая дочка (Анютка), семейных забот прибавилось, но наши велопристрастия все равно не утихли. Первый выезд всей семьей удался, когда детям было 2 года Насте и 7 месяцев Анютке. Это была очень небольшая прогулка до пляжа с общим километражем порядка 7км в обе стороны.

Велопрогулка с 2 детьми.

Прокатились неторопливым темпом, Настя сидела в своем велокресле, а Анютка у меня за спиной в слинге. Семь месяцев - это был тот возраст, когда Аня начала активно интересоваться окружающим миром. Во время первой велопрогулки бедный ребенок просто не знал, как разорваться между "укачало в сон" и "хочется поглазеть по сторонам". Отчетливо ощущалась эта борьба с сонливостью, которая все-таки одолела ребенка через 20 минут ходу... Мало-помалу мы эти выезды увеличили до 25км, но наши аппетиты все равно росли.

2. Тандем.

Сделать круг по окрестностям, пусть даже и разными маршрутами - это все равно было для нас мало. Нужно было срочно как-то решать проблему низкой Олиной скорости, иначе выехать дальше окрестностей Академгородка нам не светило. Да и Анютка через год чувствовала бы себя в слинге на спине не совсем уютно. Тут-то и начали меня посещать мысли о тандеме.

2.1 Поиски, выбор...

Начал по Интернету собирать информацию, касающуюся этих двухместных машин, их плюсы и минусы. Особенно интересовали аспекты использования тандемов для детских походов.
Нашел интересную статью Константина Шемяка, где он приспособил свой тандем для путешествий с двумя детьми. Но в его случае экипаж тандема был в составе "папа и два ребенка". Нам же надо было еще куда-то усадить тихоходную маму. В поисках информации набрел на книгу супругов Басалаевых Владимира и Людмилы, как они на самодельном тандеме проехали от Пензы до Владивостока, преодолев 9300км за три месяца. Отдельное им спасибо за то, что не поленились потратить время на описание их приключений в дороге. Прочтение этой книги (практически на одном дыхании) и подтолкнуло к мысли, что тандем у меня обязательно будет...

Далее начался процесс поиска подходящего тандема. Еще предстояло решить нелегкую задачу, как и где усадить двоих детей так, чтобы они могли проехать сколь угодно долго, не ощущая дискомфорта. Учитывая, что наши окрестные дороги состоят из проселков или некачественного асфальта, было решено, что тандем обязательно должен быть двухподвесным. Эту мысль подтвердил Селиванов Вадим из г. Томска, с которым удалось пообщаться через томский велофорум. Он самостоятельно собрал свой тандем из двух "уралов", и в процессе общения он мне очень подробно описал, чего стоит ждать от этих машин, все их плюсы и минусы. В Интернете попалось очень немного вариантов, из которых самым приемлемым (по параметрам "геометрия", "размеры", "прочность", "оборудование"...) выбрал Tandem Panther FAKTOR-2. Это дорожный тандем с железной рамой (позже установлено, что общая масса 30 кг), 28-дюймовыми колесами, передним и задним амортизаторами. Передний амортизатор с нехитрым масляным демпфером. Задний - простая пружина. Все комплектующие среднего уровня. Особенно хочу отметить наличие заднего багажника на двухподвесной раме (грузоподъемность порядка 12 кг) и ободных гидравлических тормозов Magura HS-33. Интересным оказалось даже не само наличие багажника, а имеющиеся на раме проушины для его крепления. Т. е. при желании можно было модифицировать имеющийся багажник или приобрести более грузоподъемный и без лишних хлопот установить его. Также имелись дополнительные интересные (и не очень) бонусы - мощная стальная подножка, пластиковые облегающие крылья (в последствии отломил крепление, и пришлось их снять), светотехника от велогенератора (в последствии пришлось снять), хороший руль в виде восьмерки с множеством удобных положений для рук.

2.2. Первый выезд, первый опыт, первые впечатления. Модернизация.

Первые испытания тандема прошли осенью во время перегона от склада "Грузовозоф" до дома (23 км). На этот аттракцион пригласил своего брата Сергея.
На складе крепкий дядька притащил на спине здоровенную тяжелую коробку (в транспортной накладной было указано 36 кг) и спросил, куда (в какую машину) мы это будем грузить. Я ему ответил, что мы поедем на том, что извлечем из этой коробки. Тут же собралось много зрителей посмотреть, что же мы такое достанем. Тандем в коробке был почти полностью собран, надо было только отрегулировать положение седел, руля и прикрутить педали. Так что досборка и регулировка много времени не заняла.

Первый старт под дружные аплодисменты зрителей был жутко неуклюжий - сильно чувствовалась длинная неповоротливая база. Первый путь бездорожья от склада до шоссе преодолели с восторгами. Я, конечно, подозревал, что даже ригидные тандемы на бездорожье трясет не сильно, но этот своей мягкостью просто поразил. Можно представить, что становится с глиняной дорогой, когда после дождей ее разворотят грузовики и это все высохнет. Вот в таких условиях мы тогда посоревновались по скорости даже с джипами...:).
Домой доехали без особых приключений.
Больше всего прелестями езды наслаждался Сергей. Ему было дозволено отвлекаться по сторонам, наблюдать реакцию прохожих или проезжающих мимо машин. Ехали уже по темноте, поэтому прохожие тандем не отличали от обычного велосипеда. Сергея это не устраивало, и, чтобы привлечь внимание, он возле каждой автобусной остановки трезвонил своим звонком. Проезжающие мимо автобусы кренило в нашу сторону от любопытных пассажиров, которые, завидев нас, припадали к окнам. У меня все внимание было сосредоточено на дороге, и я этих нюансов не замечал. Велокомпьютер установить не удалось из-за толстых спиц, на которые магнит не налез, но набегающий поток встречного ветра говорил о том, что едем мы очень быстро. Сергею доверил свой GPS-приемник, чтобы он сам отслеживал скорость. Его датчик показывал 36км/ч, и это при том, что педали вращались почти вхолостую. Быстрее разгонять тандем не стали, первое время было не до сверхскоростей в условиях большого дорожного трафика, да еще и по темноте.

Что сразу не понравилось у этого тандема. Тонкие покрышки, совершенно непригодные для нашего корявого асфальта, тем более для грунта. От их вида наворачивалась скупая слеза, решено было поменять их с 42 мм хотя бы до 50 мм. Непривычно узкие седла, почти как птичьи жердочки. Их было решено обязательно заменить, иначе на больших дистанциях они могли сделать больно. Изначально установленные манетки типа грип-шифты, которые при случайном касании умудрялись самопереключиться. Ну и, наконец, низко расположенный руль заставлял буквально лежать на нем, нужно было срочно искать способ поднять его повыше. Все эти недочеты предстояло за зиму устранить. А пока на скорую руку удалось заменить манетки на триггерные, поменять вынос с родного 100 мм на более длинный 130 мм и сделать несколько пробных выездов. Все впечатления от них я описывал на одном Новосибирском форуме (http://velo.nsk.ru):

Итак, удалось найти напарника в одну сторону пути, и напарницу - в другую. Маршруты были разные. До Дзержинки ехали по темноте через Казачью Гриву. Обратно - через Морозово. Оба маршрута дали свои "прелести". На первом маршруте узнали, что такое "корова на льду в полнолунье". На втором... В общем, на обратном пути уделали тандем в полную каку. Сейчас она сохнет на тандеме, может завтра отвалится. Теперь о некоторых ощущениях.

Тандем оказался не такой уж и быстрой штукой в тех условиях, в которые он попал. Самое первое его испытание было, когда с братом перегонял его от склада до дома. Мой брат не обладает сильными физическими "велокачествами". Но это не помешало ему вкручивать (совершенно без ущерба для здоровья на следующий день) так, что крейсерская скорость спокойно переходила отметку 30км/ч. Это если верить датчику на ГПС (когда показывал 36км/ч) и встречному ветру, от которого уши скручивались в коральки. Второй раз испытания проходили с женой, которая ну ни разу не скоростная. По асфальтовой дороге в Ключи с ней крейсерская скорость держалась в районе 23...25км/ч. Тяжко мне было крутить, но, делая скидку на физподготовку жены, средняя скорость тогда составила 18.7км/ч. Т. е. намного быстрее, чем мы ездим на разных велосипедах (10...12км/ч по асфальту). С сестрой, которая чуть потяжелее и тоже ни разу не скоростная, ехали чуть помедленнее, но отметку крейсерской 20км/ч проходили без проблем.
И, наконец, третье испытание тандема с тем напарником. По природе он прирожденный лось, имеет велосипед, на котором часто ездит на работу, ни разу не халявщик. Катается исключительно на высоких передачах (даже говорит, что сзади малая звезда сильно износилась). Наша совместная поездка меня конкретно поставила в тупик. На той самой трассе до Ключей я едва смог разогнаться до 20км/ч. Пару раз это удавалось сделать, но тут же умирал, приходилось срочно сбрасывать скорость до 18км/ч. До Дзержинки (37км) доехали за 4 часа 2 минуты на передаче 1-3(!!!). Почти всю дорогу не покидало ощущение, что я кого-то везу. Лишь изредка на больших подъемах, когда я уже помирал от нагрузки, сбавляя обороты, я начинал ощущать реальную помощь заднего пилота, как-будто педали начинали сами крутиться. Средняя скорость составила 9.2км/ч! Один это расстояние в нагруженном состоянии проезжаю со средней 14км/ч, при этом приезжаю живой, как огурчик. В этот раз по приезду в Дзержинку упал под спальник и тут же умер. Объяснение этому парадоксу пока не нашел, склоняюсь к мысли, что дело в большой разнице оборотов педалирования между мной и напарником (впрочем, и мои девушки тоже не успевали за мной крутить, один брат со мной совпадал по оборотам). Ну и трудная скользкая дорога тоже сказалась. Быстро остались без света. Аккумуляторы в фаре замерзли, генератор после первой лужи стал просто скользить по покрышке, освещали дорогу диодами. Несколько раз не сильно падали, и также пару раз были не далеко от того, чтобы конкретно навернуться. Замерзшая бугристая дорога норовила вырвать руль из рук, даже руль хорошо провернуло на вилке и восьмерку подцепили, которую тут же поправили. Благо, минимальный запас необходимого инструмента имелся с собой...

В обратный путь помогала перегонять тандем девушка спортсменка-комсомолка и, конечно, красавица (еще и не замужняя). Пару лет назад с группой альпинистов залезла на Пик Коммунизма (кажется 7 с небольшим тыс. метров). Правда, после такого восхождения если бы на нее дюймовочка глянула, то срочно бы пересмотрела стандарты лишнего веса и побежала бы жевать гербалайф, чтобы похудеть. Так вот, дело было уже днем. Дороги успели хорошо подтаять, поэтому путь лежал через жуткое г@#нище. Длинный спуск до В. Коена проехали почти без приключений. Только я все никак недоумевал, почему эта чумовая телега не хочет разгоняться под такой хороший уклон. Как и полагается, после спуска пошел подъем, на котором я думал, что до дома мы не доедем. Включил 1-1, и не торопясь (где-то 7...8км/ч) медленно, но верно ползли вверх. К тому моменту у меня отклячилась спина из-за низкой посадки (руль пока нечем поднять), у напарницы опустилось седло, сделали остановку. Поднял и закрепил по-человечески заднее седло, отремонтировал спину, решил глянуть, как там дела обстоят с восьмерками. Заднее колесо чувствовало себя прекрасно, а вот от переднего я чуть не заругался при девушке. Нет, восьмерок там не было. Я его не смог руками провернуть! Оно было конкретно заблокировано налипшими дорожными экскрементами (там грязевые крылья стоят плотнооблегающие), и понятия не имею, как мы вообще при этом могли ползти в гору! И почему эти экскременты начисто проигнорировали заднее колесо...

Снимаю переднее колесо (я уже научился магуру быстро разбирать), выскребаю всю грязь с крыльев. Поехали дальше, жизнь уже не кажется такой противной. Даже на 2-3 переключился, и помчались чуть быстрее. У напарницы периодически ноги слетают с педалей - верный признак того, что по оборотам за мной не успевает. Но пока что едем в горку, поэтому кручу быстро. Дальше дорога пошла под горку. Больше стало попадаться сухих мест, где можно ехать и не обмараться в каках. Даже на 3-3, 3-4 часто переключаю и не свирепствую частыми оборотами педалей. Напарница тоже почувствовала облегчение, хоть ноги стало возможно держать на педалях и помогать крутить. Так ехали и отдыхали до самого моста через р. Коен. На спуске к мосту старался не давать тандему разогнаться быстрее 30км/ч. Странное дело, скорость совсем не чувствуется.

Далее предстоял кошмарный подъем. Пару раз я туда заезжал на своем 20-кг стелсе (а до этого на украинском ригиде заехать не смог - умер быстро), после этого зарекался так делать. Но сейчас нас было двое, и было жутко интересно - заедем, или нет. Заехали, но больше так не буду делать...? При этом опять я вкручивал до судорог так, что напарница не успевала попасть ногами по педалям, хотя пыталась изо всех сил. В результате таких попыток высунула язык и положила мне на плечо и так поехали, уделала ноги одними только частыми оборотами на этом подъеме.
Дальше пошел асфальт. Ну, там не на много ситуация отличалась от того, что было на грунтовке. Только грязи почти не попадалось, и крейсерская скорость была чуть повыше. В результате 57.64км проехали со средней скоростью 15.2км/ч. Уже не помню, много это или мало, подзабыл с какими ТТХ я один под рюкзаком проезжал этот путь (правда, это было без грязи). Помню, как проезжали мимо поста ГАИ на Вшивой горке, - там гаишники про машины начисто забыли, я думал, что в темноте не разглядят тандем.

После таких поездок весьма рад, что болит только спина от низкой непривычной посадки. Мышцы ног уже отпарил в ванной, коленям - хоть бы что, думал, что убью их нафиг... Даже перхоть вся сдохла и обсыпалась! Такой эффект наблюдал только после хорошего марафона или 6-ти и более дневного похода.
Неожиданно хорошо показал себя консольный багажник. Без ущерба для его формы в рюкзак влезли два спальника (по 1.5 кг), палатка (заявлено, что 3.5 кг), кой-какая одежда (не более 2 кг), литр чая в железном термосе (почти 2 кг), инструменты (порядка 1 кг) и еще всякой мелочи. Думал, что на колдобинах его разворотим. Но все равно укреплять надо.
Вот такие пироги. Хочу еще и своего брата прогнать по тому же маршруту, чтобы убедиться, что крейсерская скорость 36 км/ч мне тогда не приснилась.

После всех этих экспериментов тандем за зиму был практически полностью разобран и собран заново. Местный Новосибирский умелец Прокофий удлинил рулевую ось, что позволило высоко поднять руль и даже разместить два выноса.
Дело в том, что места на руле хватило только для размещения GPS-приемника и велокомпьютера, а надо было еще установить две фары (генераторную пришлось снять). Решение нашлось именно в дополнительном выносе, который установил под основным. В этот дополнительный вынос вставил отрезок алюминиевой трубки, на которой разместились обе фары. Вынос 130 мм заменил на еще более длинный 175 мм и углом 45 град; покрышки на Schwalbe SMOOVER 2.0"x28"; облегающие грязевые крылья на щитки от SKS для 28"-колес (спасибо John-у).
Детское велокресло Hamax Sleppy пришлось заменить на Hamax Siesta, чтобы было спальное место хотя бы для одного ребенка. Тут выручил местный зимний велосипедист (IceBiker, но на самом деле он не зимний, а всесезонный и всепогодный), у которого одно лишнее нашлось для меня с хорошей скидкой... Дополнительно было приобретено детское велокресло Hamax Discovery 101, которое устанавливалось на рулевой стакан. Кроме всего прочего довелось пообщаться с человеком из Тамбова (Козлов Сергей, ака kssm15), который на своей "мериде" возит одновременно двух детей (3 года и 6 лет). Многое перенял из его опыта. В частности, он обратил внимание на тот факт, что установленное сзади кресло можно разместить так, что оно не будет мешать заднему багажнику. При этом полноценно рюкзак там подвесить, конечно, не получится, но разместить две велосумки по 20 л с каждого боку - это было проще простого. Идея очень пригодилась, и в последствии на велопробег на этом багажнике поехали два спальника и палатка.
В результате всех доработок получился весьма серьезный (и, к сожалению, увесистый) агрегат с двумя детскими местами. Одно располагалось над задним багажником и имело возможность превращаться в спальное, второе устанавливалось перед рулем первого либо второго пилота (в перспективе надо ставить два хомута для кресла на оба руля, чтобы не тратить время на его перезавинчивание). Имелся дождевой плащ на заднее кресло, который полностью спасал от набегающего ветра и дождя. А вот переднее кресло надо было в случае ненастья срочно переустанавливать на второй "руль", чтобы спрятать ребенка за первого пилота, ну и дождевик соответствующий тоже имелся. Настя у нас к этому моменту была почти бывалой туристкой с опытом ночевок в палатке и прогулок по тайге под дождем с зонтиком. Поэтому небольшой ветер со слабеньким дождем для нее были не страшны. Оставалось Анюту немного приучить к капризам природы.
Имелись на тандеме два багажника. Один штатный сзади, на который можно подвесить до 12 кг груза. Второй был куплен дополнительно для установки на рулевую вилку. Его грузоподъемность по паспорту не должна превышать 8 кг. Оно и понятно, что излишняя подвижная масса на руле сильно могла мешать управлению, поэтому на этот багажник можно было грузить что-то самое легкое. На раме было установлено два флягодержателя под литровые пластиковые бутылки. Весь остальной груз размещался в наспинных 15-л рюкзаках пилотов. Из светотехники на дополнительном выносе разместили две галогеновые велофары, которые в последствии были заменены на "B M IXON". Каждая из них давала по 8 часов уверенного света. На заднем кресле установили красный сигнальный маячок.
Получился вполне серьезный транспорт, на котором можно было отправиться в небольшой ПВД.

3. Четверо на двух колесах. Велопробег.

Буквально только-только успев смоделировать размещение груза, детей и вообще, получив внешний облик того, на чем нам предстояло ездить, получили информацию о предстоящем через месяц ежегодном первомайском велопробеге. Красноярские байкеры планировали маршрут протяженностью 190...230км по асфальтированным дорогам с умеренным рельефом на три дня и при очень небольшой загруженности дороги автомобилями.

3.1. Соблазны, сомнения...

Попытался вынуть мысль на Новосибирский форум с предложением семейным байкерам поучаствовать в велопробеге с детьми. "За" и "против" распределились как 50/50, притом, что по Новосибирску в статистике участвовало два человека...?. Организатор эту идею поддержал, а у остальных байкеров, у кого есть дети, появилась куча вопросов на тему "что да как". На красноярском форуме тоже не было однозначных мнений, насколько это правильно отправиться на три дня в поход с двумя малыми детьми. Побывал я и на сайтах, посвященных туризму с детьми, - там почти ничего "подбадривающего" не нашлось. Начал сам размышлять, что нас ждет, к чему нам надо готовиться и стоит ли вообще суетиться.
Первое, и самое главное, что прельстило в этом велопробеге - это неторопливый темп. За день предстояло проехать максимум 70...80км по асфальтовым дорогам, которые при среднем темпе реально было растянуть максимум на 5 часов. Остальное время можно было потратить на отдых, игры и беготню с детьми, обеденный сончас. Второе - Настя у нас была к этому пробегу готова, за нее даже сомнений не было. Она уже была "привита" к длинным покатушкам, на которые мы периодически собирались с другими велородителями, и она еще в процессе переоборудования тандема просилась в поход на "долго-долго". Третье - мы с Олей были уже далеко не начинающими туристами, уже состоялось несколько выездов на природу с ночевками с Настей. Все необходимое снаряжение для полностью автономного путешествия без дополнительной поддержки мы имели. Все гигиенические и туалетные вопросы детей решались с помощью памперсов, небольших запасов воды и влажных салфеток. Все мелкие перекусы могли производиться прямо на ходу с помощью Оли, не обремененной повышенным вниманием к дороге. Проблемы с возможными клещами решались правильной одеждой и периодическими осмотрами. Небольшой кратковременный дождь пережить бы смогли. В случае ливневого дождя пришлось бы останавливаться надолго, и ставить свою палатку, под которой можно было бы укрыться в случае непогоды. Дети были бы только рады такой возможности (особенно Настя). Ну и, наконец, четвертое - альтернативой этому велопробегу было остаться дома, провести три дня в комфорте и в очередной раз не знать, как с пользой потратить три драгоценных дня. С тех пор, как родились детки, Оля фактически заскучала дома в обыденности, целиком скованная домашними делами и заботами. Более трех лет ни одного "отпуска" за пределы НСО. Дети, посуда, магазины, прогулки по Академгородку... Можно было очередной раз сходить в полюбившееся детям заведение "Вилка-Ложка", или какой-нибудь "Creasy Park", но такие походы уже на следующий день никаких воспоминаний не оставляют. Да и дети тоже, как известно, живут впечатлениями, а не играми в песочнице под присмотром родителей. Одна только надоевшая ежедневная война с разбросанными игрушками и "воспитание" родителями чего только стоят. Поэтому всем хотелось перемен, которые бы привнесли в обыденную жизнь новые краски и разбавили бытовую рутину.
В довод "за" набиралось достаточно аргументов. Начались поиски "против". Одним из основных "против" был очень большой и объемный груз. Нам предстояло в поезде или автобусе как-то провезти 30-кг тандем, два кресла, две велосумки, два рюкзака, два спальника с ковриками, двух детей, и кое-что по мелочам. Разобранный тандем имел габариты 180х80х20 см. Т. е. на верхнюю полку поезда его худо-бедно можно было закинуть. Слышал, что существуют еще и специальные багажные вагоны, но про них еще предстояло узнать подробности. При любом раскладе, если ехать не в одиночку, то с погрузкой могли бы помочь коллеги по мероприятию. Следующее "против" - это возможные капризы детей, особенно младшей. Тут важно было не переборщить с дозой нагрузки. Своевременные остановки должны были дать достаточно времени на отдых и беготню, чтобы сидение в креслах детям не надоело. Планировалось останавливаться каждые 10км или каждый час, а то и чаще. В общей сумме время нахождения в седле не должно было превысить 5 часов за сутки. Кроме того, как показывала практика, на природе дети в любом случае вели себя ничуть не хуже, чем дома в комфорте. Немного удручало то, что мы будем единственной семьей с детьми в этом велопробеге. Небольшая детская компания очень не помешала бы в организации детского досуга. Еще одним "против" было то, что на такой длительный выезд собирались впервые, причем пока еще ни разу не испытав наш тандем в условиях, близких к тем, что нам предстояло пройти на велопробеге. А Анютка к тому же еще ни разу не сидела в велокресле.

3.2. Сборы. Первый пробный выезда тандема.

Обдумывая все плюсы и минусы, было решено начать сборы, по пути пристально приглядываясь к развитию событий (транспорт, погода, болезни и т.д. ...). Все преграды к велопробегу пока были легко устранимы и в большей степени зависели от наших стремлений и желаний не упустить такого шанса. Предстояло сшить чехол для тандема, пару мешков для более удобной транспортировки спальников, кое-какую ветро-влагозащищающую одежду для детей и подготовить еще многое по мелочам. Также предстояло заказать велосипедные сумки, которые планировалось установить на переднем багажнике и нагрузить самым легким (в основном запасной детской одеждой). Выбор пал на ПИК-овские сумки Трек-40. Тут отдельное спасибо хочется выразить Виктору Нечаеву, который посодействовал их приобретению, не дожидаясь подтверждения об оплате. Только благодаря этому сумки успели прийти вовремя (извещение о посылке пришло за день до велопробега). Далее мы выбрали подходящие теплые выходные и впервые выкатили на нашем тандеме всем семейным составом. До велопробега оставалось две недели.

Велопоход с маленькими детьми на велотандеме.

Первый выезд никаких недочетов не выявил. Даже наоборот, вопреки ожиданиям нагруженный тандем шел ровно и без раскачиваний в стороны, управляемость была на высоте. Детское кресло, установленное спереди, практически не мешало педалированию, можно было ехать сколь угодно долго не уставая. С маневренностью тоже было все в порядке, - умудрился развернуться на выезде шириной порядка 4м, даже не задев бордюры (правда, этого можно достичь только при отсутствии переднего багажника). Детское место перед рулем сразу оценили оба ребенка. Тут и обзор по сторонам получше (если кресло стоит перед первым рулем), и можно папиными "штучками" поиграться (GPS-приемник, манетки, велокомпьютер, фары, руль...). На заднем кресле немного потряхивало, но можно было ехать с большим комфортом, а при желании и поспать. Так мы в течение двух выходных наездили 50км. Больше не получалось, т. к. наши трассы перегружены машинами, а грунтовки в середине апреля еще не достаточно освободились от снега и грязи. Но уже эти выезды показали, что при небольшом встречном ветре и едва на глаз заметном подъеме крейсерская скорость уверенно держится в пределах 16...17км/ч. Т. е., если полагать, что это будут неблагоприятные условия на велопробеге, то в запланированные суточные 5 часов ходу можно было уложиться. К сожалению, на этих испытаниях жене не удалось дать ощутимого вклада в прирост "лошадиных сил". Чуть позже было обнаружено, что с ее помощью в горки было заезжать заметно тяжелее, чем без нее. Удивляться не приходится, тандем для того и приобретался, чтобы можно было поделиться своими усилиями с более слабой женой...?. Но зато на равнинах и спусках тандем превращался в реактивный снаряд, и больше приходилось работать ручкой тормоза, чем педалями.

После первых выездов запас бодрости и уверенности для велопробега заметно прибавился. Дети в пути вели себя предсказуемо, некоторые капризы наблюдались у Анютки перед засыпанием, но это было стабильно. Настя уже требовала поставить палатку...:). Возникла мысль на велопробег пригласить еще и сестру - нашу суперняню Алену, чья помощь по присмотру за детьми оказалась очень полезной. Она согласилась без колебаний, даже не "опешив", в отличие от наших осторожных бабушек. Заплатили организаторам за 4 места в автобусе. Т. е. Насте решили выделить отдельное место, т. к. предстояло ехать ночью, нужно было дать детям возможность выспаться, насколько это возможно. Деньги заплачены, теперь назад дороги нет. Жена успела дошить все необходимое. Велосумки пришли в последний день сборов. Но на случай их возможного опоздания откликнулся Александр Грачев (Granch) и подстраховал своими сумками. В результате они и поехали в велопробег вместо нашего имеющегося не сильно удачного велорюкзака с биркой "noname".

Несмотря на то, что все приготовления мы начали буквально сразу, как только узнали о велопробеге, в последний день беготни и суеты нам хватило. Специально отпросился с работы пораньше, чтобы успеть сделать последние приготовления. Для нашего первого велопутешествия багаж оказался довольно объемным, возможно по неопытности. Но до автобуса помогли добраться знакомые с машиной. На сборку тандема до рабочего состояния уходило порядка 30 мин, столько же на разборку, чтобы упихнуть его в чехол. Можно было это время потратить и приехать до автобуса своим ходом, но очень не хотелось тратить целый час и после прошедшего дождя пачкать начисто вымытый тандем. С погрузкой в автобус проблем не возникло, даже оказалось, что по габаритам мы не просто уложились в некую норму, но даже и превзошли некоторые байки по компактности, т. к. задние колеса оставались на них...:)

Пожалуй, самое серьезное неудобство, которое мы испытали за весь велопробег - это заброска до старта автобусом. Старт намечался рано утром, а нам поспать в автобусе не удалось. Худо-бедно выспались только дети, которые могли по-настоящему лечь и поспать. На будущее надо обдумать вариант заброски поездом. Но тут тоже есть свои неудобства, над которыми предстоит поразмышлять. Доподлинно известно, что обычный велосипед в разобранном виде провозится в вагоне без проблем. Но тандем, даже разобранный, имеет габариты, которые в сумме будут много больше разрешенных 180 см. Предстоит поузнавать о багажных вагонах, или что-либо придумать, чтобы наш груз можно было провозить в поезде. Пока приходят мысли о разборной раме. Но в автобусе забрасываться с двумя малышами больше не стоит.

3.3. Велопробег - день первый.

Утром 29.04.2007, где-то в 08:00 по местному времени прибыли в Мариинск, где намечался старт. Было видно, что только что прошел небольшой дождь, даже отдельные слабые капельки еще продолжали падать, небо местами было ясное. Прогноз погоды "обещал", что кратковременный дождь будет только утром, далее начнутся прояснения. Пока я собирал тандем и Аленин велосипед, Оля с Аленой побежали на вокзал и на всякий случай быстренько утеплили детей. Уже по ходу сборки тандема рядом возникали зрители, которых заинтересовал наш чудо-транспорт...:)

Велотандем с детскими велокреслами

После сборки проверка показала, что не работает задний переключатель скоростей. Оказалось, что у рубашки тросика заднего переключателя растрепалась оплетка, и тормозила движение тросика. Устраняю неисправность, и уже c нетерпением ждем старта. Это была единственная наша "поломка" за весь велопробег.

С детьми на велотандеме

Мариинский вокзал пестрил от большого количества велосипедистов. Все они уже выстроились в колонну по двое, мы своим тандемом и велосипедом пристроились почти позади. Наконец дали старт. Тандем тронулся немного неуклюже, - все-таки дает о себе знать хоть и небольшой, но груз, подвешенный на переднем багажнике, с которым я еще не ездил. Но через 5мин ходу к нему привык и рулил уже уверенно. Первое время удавалось держать скорость колонны. В городе асфальт был хороший. На всякий случай с непривычки держал большую дистанцию за впереди идущим на случай, если тормозной путь окажется большим. Едущие позади велосипедисты видимо расценивали это как мое отставание и стремились занять пространство между тандемом и впереди идущим байкером. Мало-помалу так мы оказались в конце колонны. Настя сидела сзади и с любопытством глазела по сторонам. Сбылась первая мечта ребенка, но она, похоже, еще не понимала, что это и есть "поход долго-долго". Анютка тоже пока еще сидела и периодически восторгалась чем-то впервые увиденным.
Первый казус произошел буквально через 10 мин после старта. Те самые сумки, которыми подстраховал Granch, отлетели с поврежденными крепежными молниями от багажника Алены. Видимо крючки закрепил не удачно. На скорую руку приматываем их веревками из запасов и двигаемся дальше. Дома предстоит сделать капитальный ремонт этим сумкам, ибо их молнии пришли в полную негодность...?. Отставание от колонны составило порядка 5 мин. Стараясь нагнать народ, постепенно приблизились к окраинам города.

Велопоход с двумя детьми на велотандеме. В пути.

Меньше стало попадаться домов и начал чувствоваться сильный ветер, который пока еще оставался почти попутным, но иногда боковым порывом норовил вывернуть руль тандема куда попало, - сказывались объемные сумки. Первый привал намечался недалеко от Мариинска, чтобы дать народу немного прийти в себя после бессонной ночи. Когда мы подъезжали к месту привала, народ, завидев тандем, начал приветствовать нас уже издалека. Подбежала группа Красноярцев, помогли спустить тандем с высокой обочины. Они, похоже, ночевали здесь. Их любопытству не было предела, - все-таки тандем - большая редкость в наших краях, да еще и с двумя детьми на борту. Рассмотрели каждую запчасть, только не спросили <<а где мотор?>>...:) Даже взяли у нас небольшое "интервью" про погоду, про жизнь и почему мрачный прогноз погоды не остановил.

Велопоход с маленькими детьми на тандеме. Интервью. Велосипедный поход с двумя маленькими детьми на тандеме. На привале. Велопоход с детьми.

Привал был в небольшом березняке. Немного непривычно останавливаться в таких местах, т. к. обычно в березовом лесу проблемы с дровами обеспечены, да еще и на очень большую группу. Но чудесным образом на березовых дровах накипятили достаточно воды, видимо им помогал гореть сильный ветер.
Первый же наш привал показал, что желательно обзавестись своей горелкой или компактной печкой. Конечно, повара про нас не забывали на протяжении всего велопробега, но сейчас хотелось заготовить кипятка из нормальной воды, которой затарились еще дома. В березовом лесу, в условиях нехватки дров и времени, нужно иметь нечто, способное быстро вскипятить пару литров воды. А так пришлось пользоваться тем кипятком, который заготовили в общем котле (не буду говорить, где повара брали воду...?).
Подкрепившись, с новыми силами двинули в путь. Силы были очень нужны. Дорога теперь повернула, и по основному направлению движения очень сильный ветер стал встречным. Мало-помалу мы отставали от основной группы. Спереди посадили Настю как более устойчивую к ненастью. Небо стало затягиваться тучами, начал моросить мелкий дождик в лицо. Настрой на приключения начал портиться вместе с погодой. Анютку потихоньку укачало, и она спала почти до самого обеда. От дождя ее закрывала накидка на кресло. Как-то даже мы умудрились накинуть ей капюшон так, что дождь в лицо почти не попадал.

Семейный поход на тандеме с детьми.

Погода навевала сон. Даже Настя начала потихоньку клевать носом и в конце-концов уснула, уронив голову прямо мне на руль. Мелкий противный дождь не прекращался. Ветер заставлял ехать на передаче 1-3, хотя дорога была горизонтальная. Спидометр тоже навевал сон, его показания колебались в пределах 9...11км/ч (!). Это притом, что основную массу встречного потока ветра принимал только спереди сидящий. Алене тоже приходилось не сладко, особенно учитывая, что это был ее первый такой серьезный выезд. Мы с Олей старались держать Аленин темп, чтобы она худо-бедно могла пристроиться в нашей "тени" и хоть как-то спрятаться от ветра. Где-то через 40 минут ходу от сильного встречного порыва ветра Настя все же проснулась и уже была близка к тому, чтобы слезно выразить возмущение по поводу противной погоды. Я с перепугу даже начал обдумывать варианты свернуть нашу затею и начать эвакуацию. Мы сделали остановку, чтобы хомут ее кресла перекрутить за мое седло. Тратим лишние 10 минут на перестановку, за которые колона успевает далеко оторваться, и двигаем дальше. Сопровождающие нас не покидают. Даже пытаются выставить впереди нас заслонку от ветра, но я пока еще держаться строго на колесе за впереди едущим побаиваюсь, стараюсь соблюдать дистанцию на случай экстренного торможения. Настя за моей спиной немного повеселела, сквозь свист ветра в ушах слышал ее общение с Олей. Через 10км воспользовались автобусной остановкой всей нашей небольшой группой и сделали длительную передышку. Ребенку надо было дать немного побегать. Заодно и кураги с печеньем пожевали, а наши сопровождающие занялись своими мелкими ремонтами. Анютка все еще спит, пробуем определить настроение у Насти. На фоне такой мрачной погоды та выглядит очень бодро, как-будто уже забыла, что час назад погода ее едва не довела до слез. Все еще ждет исполнения второй мечты - ночевки в палатке, и домой не хочет...?.
Постояли примерно 20 мин, хорошо отдохнули. Даже небо немного прояснилось, дождик прекратился, но ветер продолжал свирепствовать. Мы оставляем сопровождающих (они пообещали нас догнать) и двигаем дальше. Предстоит проехать еще 10км до большого привала на обед в деревне Тюменево. Это были очень долгие и нудные 10км. Спидометр говорил, что преодолевать их будем порядка часа, если будем двигаться без перерывов. Ветер упрямо не позволял нам разогнаться быстрее 12км/ч. Из-за очень сильной парусности наших сумок решили не отказываться от помощи Барнаульской газели, которая нас сопровождала весь маршрут. В ней согласились приютить наши велосумки, что в последствии позволило переносить порывы ветра намного проще. Алена периодически отстает, как только замечаем это, сразу сбавляем скорость. К этому моменту один велосипедист уже сошел с дистанции с поврежденным коленом. На подходах к окраинам Тюменево ветер немного сбавил силу, а в самой деревне почти прекратился. Остановку большой толпой сделали возле местного "супермаркета", где можно было затариться запасами воды и едой. Детей спустили на землю - погулять ногами, Настя сразу же побежала к пасущимся поблизости гусям (кстати, посмотреть на деревенскую живность - это тоже входило в ее пожелания). Анютка, пока еще сонная, неторопливо ходила по окрестностям, разглядывала людей, велосипеды, рвала траву.
Группа "креативщиков" на своих горелках приготовила еду, и с нами поделились горячим супом, которым мы покормили и детей. На этот велопробег пригласили корреспондентов ОРТ и Барнаульского телевидения, которые очень заинтересовались нашим тандемом. Задали очень много вопросов организаторам, мне, Оле, даже Настю с Анютой пробовали поспрашивать. На вопрос "нравится им так ездить, или нет?" Настя скромно ответила "Да", а Анютка уверенно заявила "ы!", и ткнула пальцем в микрофон.

Велопоход на тандеме с двумя детьми Велокресло, и Насте задали пару вопросов. Велопоход с  маленькими детьми

По отснятому материалу в течение всего велопробега мог получиться небольшой фильм, где организаторы озвучили цели мероприятия, высокие слова о морали, где мы с Олей рассказывали, как решились на этот пробег, как вели себя дети, как Оля их отвлекала и развлекала на маршруте. Но по непонятным причинам на 1-й канал вышло совсем не то, что могло передать атмосферу этого мероприятия, настрой участников. А что касается нас с Олей, то показали только фрагмент, где я описывал совсем другой поход, никак не относящийся к этому велопробегу. Под слова "Некрашевич Виталий с детьми и собственной женой..." (какая еще жена может быть, кроме собственной?) показали, как я и Алена усаживаем детей на тандем. Что показали - то показали, и за это спасибо...:).
После обеда настроение заметно поднялось, далее велопробег продолжался в таком же неторопливом темпе. Так же свирепствовал сильный встречный ветер, но тучи немного разошлись, и снова солнце порадовало своим появлением. Детей пересадили, Настя теперь ехала на заднем кресле, чтобы была возможность вздремнуть. Но при попытках "положить" кресло, сразу просыпалась, и требовала вернуть его в исходное положение...?. Анютка хорошо выспалась, ехала, держась за Олин руль, и возмущалась, когда мама тоже за него бралась

Делали несколько 15...20-минутных передышек, чтобы дать детям отдохнуть от седла. По моим прогнозам в седле предстояло нам провести почти 5 часов времени, т. е. по максимально допустимой запланированной норме. И когда сделали остановку на ночлег, наш путевой компьютер показывал такие данные:

  • Дистанция: 62.8км;
  • Время пути: 05:11;
  • Средняя скорость: 11.9км/ч;
  • Максимальная скорость: 26.4км/ч.

Место для ночевки оказалось во власти ветров, хотя показалось, что к вечеру он немного утих. Наконец Настя порадовалась установленной палатке, все хотела забраться в нее раньше времени. Пока я занимался натягиванием тента, Оля с Аленой переодели детей в теплую одежду и выпустили их набегаться вволю. Взятыми игрушками играли мало, больше просто бродили по лагерю в компании папы, мамы или Алены, иногда подбирали, что на земле валялось.
Так прошел первый день велопробега, - пожалуй, самый насыщенный впечатлениями и нашими удачами. Поведение детей пока радовало, - как и ожидалось, новые впечатления не давали места их капризам. Погулять они любят, но было полной неожиданностью, что такая противная погода не испортит им настроение. Ночевка тоже прошла без приключений. Народ, сидевший у костра, особо не старался вести себя тихо, но детки спали крепко. В наш конверт из двух взрослых спальников свободно уместились я, Оля и оба ребенка (опять же спасибо kssm15, который подсказал идею - сам бы не додумался...?). Алена ночевала в отдельном спальнике. Оля прихватила с собой несколько детских книжек почитать детям на ночь, вроде этого хватило, чтобы дети уснули быстро без дебоша в палатке, с которым в нее забрались...?.

3.4. Велопробег - день второй.

Утро 30.04.2007 выдалось ясное. Мы проснулись хорошо отдохнувшими, погода радовала, ветер в лагере почти не чувствовался. Даже надежда появилась, что сегодня темп езды не будет навивать тоску. Детки с утра вылезли гулять по лагерю, Анютка проявила особую общительность с соседями. Тут же детей порадовала своим посещением маленькая полевая мышка, которая нас почему-то совсем не боялась.
На завтрак и сборы нам дали немного времени, т. к. на этот день запланировали проехать большую часть всего маршрута, и надо было выдвигаться пораньше. Дети уже сами просятся в кресла. Выезжаем на дорогу, ветер тут как-будто ждал нас, и опять встречный.
Учитывая опыт вчерашнего дня, в этот раз нас отпустили вперед, не дожидаясь, пока соберутся все остальные. Много времени у нас уходило на передышки детям, чтобы отдохнуть от долгого сидения, побегать. Алена тоже держит темп невысокий, чтобы не угробить колени. В первый день из-за коленных травм сошли с дистанции два человека. Далее нет смысла описывать подробности этого дня, т. к. он прошел довольно монотонно. Скажу только, что невысокий темп езды, встречный ветер, частые небольшие перерывы без возможности остановиться на обеденный сон дети выдержали с честью. Анютка постоянно теперь находилась за мной, и Оля с ней плотно общалась. Не знаю, насколько это удавалось Оле, - я сам практически ничего не слышал из-за свиста ветра в ушах. Иногда Настя начинала скучать и раскачиваться в кресле из стороны в сторону. Такие попытки мы старались всячески пресекать. Детям очень помогала "повеселиться" на остановках Аленина смесь из орехов и сухих вишен. За детьми требовался глаз да глаз, т. к. любая подвернувшаяся лужа была для них самым лучшим развлечением. Это ведь так интересно: забросать ее камнями, "порыбачить" какой-нибудь палкой, или походить по ней в сапогах. На одной из остановок с нами пообщалась небольшая собачонка.

Детский велопоход на тандеме

В седле провели очень много времени, намного больше запланированной нормы. За весь день приятно прокатились уже только под конец дня в Анжеро-Судженске, где застройки не давали свирепствовать ветрам. На подъезде к городу возле небольшой забегаловки вся группа велопробега сделала небольшой привал. После такого долгого дня решили себя порадовать лапшой с гуляшом, которую дети тоже оценили. Уже вечерело, организаторы звали "по коням". Нам еще предстояло найти подходящее место для ночевки. В условиях практически полного безветрия в городе тандем вел наравне с основной колонной. Вот тут-то и выпала единственная возможность достигнуть основной цели этого мероприятия - пообщаться на ходу с коллегами по увлечению...?. Длиннющая колонна привлекала внимание пешеходов, на наш тандем больше всего восторженное внимание обращали мамаши с колясками. Проезжающие автомобили приветствовали звуком, а может и сигналили, чтобы дали место проехать.

За этот день наш путевой компьютер показал такие данные:

  • Дистанция: 89.15 км;
  • Время пути: 07:25;
  • Средняя скорость: 12км/ч;
  • Максимальная скорость: 36.8км/ч.

Привал сделали поздно вечером сразу за Анжеро-Судженском, в еловом бору. Дети устали, но вели себя спокойно. Для них было совсем в диковинку пробираться по темноте в дремучем лесу по какой-то заросшей и грязной лесной дороге в веселой толпе байкеров. Припарковали тандем, я начал в темноте ставить палатку. Настя с маленьким фонариком пробовала искать ежиков. Но бродить по лесу в кромешной тьме детям было неинтересно, поэтому, как только палатка была установлена, Оля, Алена и дети залезли в нее и начали приготовления ко сну. Я пока подсуетится с едой и чаем, плюс еще и пристроился к чьему-то небольшому костру, чтобы заготовить литр кипятка в термос. Дети перед сном устроили веселый дебош в палатке. Взятые игрушки большей частью лежали без дела, т. к. для детей больший интерес представляла всякая посуда, продукты, мамина "косметичка"... Анютка дорвалась до рулона туалетной бумаги и подняла крик на весь лес, когда эту "игрушку" забрали. Последний день пути предстояло провести на местности с выраженным рельефом - длинными спусками-подъемами. Поэтому со сном решили не затягивать, чтобы отдохнуть основательно.

3.5. Велопробег - день третий.

Утром 01.05.2007 сборы так же провели в спешке, чтобы выдвинуться раньше основной колоны. Быстро поели, быстро собрались, быстро через лес провели тандем к трассе. В преддверии сильных нагрузок на длинных подъемах решили воспользоваться помощью Барнаульской газели, которая согласилась взять у нас самое тяжелое и довезти до финиша. Основательно разгрузили Алену, да и мы сами решили помимо наших сумок, которые уже ехали в газели, сбагрить туда палатку и оба спальника. Но это было каплей в море на фоне полного "водоизмещения" нашего тандема свыше 200 кг.
Этот день, в отличие от предыдущих двух, оказался менее ветреным, видимо выраженный рельеф не давался стихиям разгуляться. Да и больше стало попадаться лесных "заслонок". Наконец-то появилась возможность покататься в хорошем темпе. На равнинах темп езды уже не навевал тоску, а на спусках наш тандем летел, как метеор. Там, где другие байкеры вкручивали педалями на самых высоких передачах, чтобы выжать максимальную скорость, я только работал ручкой тормоза, чтобы от встречного потока лицо не сплющилось в блин.

Подъемы давались хуже. Оля старалась изо всех сил помогать, но, как было установлено позже, ее усилия на подъемах не "окупали" даже ее собственный небольшой вес (55кг). Тем не менее, это не мешало нам преодолевать все подъемы, не слезая с тандема. Алена тоже приноровилась заезжать на подъемы, только передаточное отношение на ее велосипеде было ниже, и она двигалась медленнее.

За этот день были сделаны такие наблюдения:

  1. На равнинах скорость нашего тандема, даже при слабом встречном ветре была выше обычного велосипеда с велосипедистом средней подготовки. Однажды после длинного подъема мы остановились, чтобы дождаться Алену. Заодно спустили детей, чтобы они немного побегали. Алена нас догнала и поехала дальше, мы и наши сопровождающие должны были ее после передышки догнать. Через какое-то время нас обогнала небольшая колонна отставших велосипедистов, - видимо они издалека нас приметили и долго безуспешно преследовали. Мы отдохнули еще немного, усадили детей и помчались догонять Алену. Старт получился очень резвый. Мы, будучи не ограниченные Алениным темпом, помчались так, что наши сопровождающие быстро от нас отстали. О точной причине такого отставания пока не решался судить, возможно, им понадобилось остановиться на какое-то время. Но очень скоро мы настигли и обошли колону байкеров, обогнавшую нас на привале. Эта колона и наши сопровождающие нас догнали уже только тогда, когда мы пристроились за Аленой. Ехала она своим темпом, как могла, стараясь беречь силы и колени. Надо сказать, что на фоне того, что это ее первая дальняя велопоездка, в которой уже несколько человек сошли с дистанции из-за травм, она держалась молодцом. Для новичка это редкость - так удачно рассчитать и распределить свои силы.
  2. На спусках нам не было равных. Даже небольшая горка превращала тандем в ракету. Лишний раз порадовался обоим амортизаторам и гидравлическим ободным тормозам. Высокая скорость совсем не ощущалась, благодаря мягкости хода тандема. Даже поинтересовался у Оли, страшно ли ей так быстро пролетать спуски. Ответила, что нет. Только поток наведенного ветра давал знать, что едем очень быстро. Из-за детей на борту решил лишний раз не испытывать судьбу, и съезжал аккуратно, давая работать только силам гравитации и трению тормозных колодок. Один раз позволил себе отпустить тормоза, но когда наведенный ветер превратился в стену, а глаза от встречного потока начали проваливаться внутрь глазниц, решил, что лучше бы немного притормозить (а до конца спуска было еще далеко). На этом спуске велокомпьютер и датчик GPS одинаково зафиксировали максимальную скорость 48км/ч. Прекрасно понимаю, что для тандема это не много (собственный рекорд 56км/ч на грунтовом спуске, и 58км/ч на асфальтовом), но в сложившихся условиях, учитывая встречный ветер, не лучшую аэродинамику нашего тандема с экипажем, и спуск практически на тормозах, разогнались мы очень неплохо. Предполагаю, что если пользоваться стандартным приемом преодоления участка спуск-подъем (сильный разгон на спуске и въезд на подъем по инерции), то многие подъемы брались бы намного проще. Но из-за детей я не рисковал разгонять тандем до высокой скорости.

Так мало-помалу добрались до окрестностей Тайги. Тут возле стелы уже пристроились Красноярцы, дожидающиеся своего транспорта, которым будут добираться домой. Дети уже порядком устали, и большую часть дороги спали.

Дети спят в велокреслах

Город встретил нас кратковременными, но сильными порывами ветра с небольшим дождиком, от которого пришлось упрятаться под навес остановки, чтобы на детей накинуть плащи. В этот день мы позволяли себе много перерывов, из-за чего сильно отстали от основной группы. Поэтому дорогу до вокзала предстояло нам и нашим сопровождающим искать самостоятельно. Доброжелательная бабулька нам показала, как туда добраться, только она совершенно не подумала, что нам нужна именно дорога, а не маршрут для пешехода, по которому тандему пройти проблематично. В результате пришлось наш тяжелый транспорт переносить через переходной мост. По прибытию на вокзал наш путевой компьютер показал такие данные:

  • Дистанция: 51.3 км;
  • Время пути: 03:53;
  • Средняя скорость: 13.2км/ч;
  • Максимальная скорость: 48.3км/ч.

Так завершился наш первый совместный многодневный выезд. Он был особенно важным в плане приобретения необходимого опыта проведения походов с детьми. Теперь нам есть, на что оглянуться назад, вспомнить все удачи и промахи, чтобы это все можно было учесть для будущих вылазок. Обратный путь на автобусе от Тайги до Новосибирска был тяжелее, т. к. ехали большей частью днем, и нам, уставшим после велопробега родителям, приходилось всеми силами сдерживать развеселившихся детей. А в Новосибирске пришлось еще и час потратить на сборку-разборку тандема только для того, чтобы преодолеть расстояние меньше километра от места высадки из автобуса до дома.

4. Резюме.

Думаю, что за нами теперь достаточно опыта, чтобы развеять некоторые мифы, и сделать несколько полезных выводов и пожеланий.

4.1. Дети живут впечатлениями.

Перед велопробегом, еще в процессе обдумывания решения об участии детей в этом мероприятии, встречал много мнений, что дети должны играть в песочнице во дворе. Многодневные выезды могут быть опасны для их здоровья. Родители идут на такие риски потому, что детей оставить не с кем. Раскапризничавшийся ребенок доставит массу неудобств не только родителям, но и всей группе.

Как показала практика, походные условия мало чем отличаются от домашних (или городских) комфортных, если этот поход планируется для детей. Нужно твердо знать, интересно ли это ребенку. Несколько пробных выходов на природу, пусть даже без ночевок, дадут примерную картину о поведении ребенка вдали от цивилизации. Ребенок живет впечатлениями. В походе их будет много, как положительных, когда ребенок узнает что-то новое, так и отрицательных (на то он и поход). И задача родителей не перестараться с дозой нагрузки, чтобы все отрицательные впечатления были с избытком компенсированы положительными. Все отрицательные эмоции между родителями должны быть полностью исключены, т. к. дети зачастую копируют настроение родителей. На велопробеге было много примеров условий, которые принято считать некомфортными или несовместимыми с детской обыденностью (порывы ветра, встречный дождь, дорога по заросшей лесной тропинке по темноте сквозь дремучий лес и на трясущемся тандеме...). Но дети, глядя на веселый настрой окружающих их взрослых, проявляли больше любопытство к сложившимся условиям, чем панику или страх. Новые впечатления иногда заставляют ребенка переступать через себя и терпеть некоторые испытываемые им неудобства, которые преподносит стихия. Ну и, конечно, самим родителям надо иметь некоторую подготовку. Взрослый человек может себе позволить терпеть дождь, ветер, усталость, прочие невзгоды, но, будучи с детьми, это будет неправильно. Крайне необходимо, чтобы родители умели позаботиться для начала хотя бы о себе - это будет залогом успеха встретить с детьми все походные сюрпризы во всеоружии.

4.2. Ночевка в палатке.

За возможные холодные ночи переживал меньше всего. Конверт из двух спальников - решение всех проблем. Может показаться тесновато, но зато тепло сохраняется при довольно низких температурах за стенками палатки. Последняя ночевка на велопробеге была холодной, даже газировка замерзла, но внутри нашего конверта все равно было жарко.

4.3. Немного про тандем.

К нашему тандему претензий почти нет. После всех необходимых модернизаций тандем получился удобным и комфортным. Радовал буквально всем, кроме моментов, касаемых его транспортировки. Начинают приходить в голову мысли о разборной легкой раме, подобной дорогим сантановским тандемам.

Пока еще предстоит выяснить, каким образом наш габаритный тридцатикилограммовый транспорт можно провезти в поезде. По всем правилам допускается провоз багажа, габариты которого в сумме не превышают 180 см. Обычный велосипед считается негабаритным багажом, если он разобран и упакован в чехол. Наш разобранный и упакованный в чехол тандем имел габариты 180х80х20 см. За принятую норму явно выходим.

4.4. Необходимые принадлежности.

Наличие детей обязывает брать с собой много детских вещей, в том числе и запасных. Очень хотелось бы думать, что это миф. Но на велопробеге одна наша велосумка была полностью забита только детской одеждой и принадлежностями, вторая - почти на половину ими же. Для того, чтобы не переборщить с раскладкой, одного похода для опыта мало. На первый раз из-за перестраховок за детей, как сейчас думаю, взяли много лишнего.

Что получилось по одежде. За несколько лет походов для себя оптимальным установил такой набор одежды, практически на круглый год. Но опишу то, что беру на лето и межсезонья:

Футболка - полусинтетика (на мне); рубашка - синтетика (на мне); свитер - синтетика (на мне или в запас); штормовка - х/б, но лучше синтетику (чаще всего в запас); трико утепленные - х/б (в запас); штаны - х/б, можно синтетику (на мне); носки - х/б (пара на мне, пара в запас); носки - шерстяные (в запас); дождевой плащ и штаны - непромокаемая ткань (в запас); берцы армейские (на мне); пара строительных х/б перчаток.

Примерно такой же набор взяли и на Олю. Таким образом, видим, что большая часть одежды из синтетики. Предпочтение ей отдаю в силу того, что сам постоянно в движении, замерзнуть сложно. Кроме того, синтетическая одежда очень быстро сохнет прямо на ходу. Описанным набором можно хорошо регулировать тепловой баланс при внешней температуре от -20 oС и выше. Кому-то может показаться странным мое предпочтение такой обуви. Это индивидуально. В берцах получается не обращать внимания на погоду и состояние дороги, куда иногда заезжаю.
Получилось очень немного и компактно. То же самое хотелось бы применить и на детей, но они находятся в несколько иных условиях. Они долго сидят без согревающих движений, поэтому набор одежды будет побольше. На первое время доверил выбор маме, вот чем она забила наши сумки:

Для Насти:
Шапка х/б; шапка розовая трикотажная; косынка х/б; ветровой костюм (анорак и брюки); куртка и брюки на синтепоне; свитер шерстяной; гамаши шерстяные; носки шерстяные - 3 пары; лосины х/б; колготки - 3 пары; водолазка; футболка - 3шт.; трусы - 3шт.; носки х/б - 3 пары; сапоги резиновые; туфли.
Для Анюты:
Шапка вязаная; шапка х/б; косынка х/б; ветровой комбинезон; комбинезон на синтепоне; кофта с капюшоном шерстяная; штаны полушерстяные; носки шерстяные - 3 пары; лосины х/б; колготки - 3 пары; водолазка х/б с начесом; бодик - 3шт.; носки х/б - 3 пары; сапоги резиновые; ботиночки.

Как видим, в некоторой степени с одеждой явно перестарались...?. Объем запасной детской одежды сильно превысил объем взрослой. К однозначному выводу пока не пришли, что было лишнее, нам с Олей еще предстоит поразмышлять на эту тему. Если у кого есть опыт установившегося набора одежды, то с удовольствием выслушаем и примем к сведению, кто во что одевает детей в походы.

Средства гигиены:
Салфетки влажные для попы - 1уп; салфетки влажные для рук - 3уп; одноразовые платочки - 3уп; молочко детское (после загара); вода чистая - 2 л.

Этого всего хватило на три дня велопробега, только воду периодически пополняли в попутных населенных пунктах. Ничего лишнего, и добавить нечего.

Общее снаряжение:
Палатка; тент 3х3м; спальник - 2шт.; велосипед-тандем; чехол для тандема; коврики пенопленовые - 2шт.; кресла детские - 2шт.; велосумки - 2шт.; рюкзаки заплечные - 2шт.; каски детские - 2шт.; плащи от дождя (на детей, папу, маму и Алену) - 5шт.

Палатка Loop Slipper 3, немецкого производства. Компактная, весом 3.4 кг, по паспорту 3-х местная, но без проблем уместилось наше семейство и Алена:

Велопоход на тандеме с детьми. Палатка.

Тент не пригодился, но позволил бы быстро спрятаться на случай ливневого дождя при отсутствии других укрытий. Кроме того, натянутый "козырек" перед входом палатки позволит в случае ненастья находиться на улице, если нет желания толпиться в палатке. Наши спальники-одеяла легко состегиваются в конверт, в котором размещаются трое взрослых или, как в велопробеге, мама, папа и двое детей. Весь наш основной груз ехал в велосумках и заспинных 15-л рюкзаках. В велосумках разместилась одежда, в моем рюкзаке - ремнабор, костровые принадлежности, термос и еда. Оля в своем рюкзаке везла все, что должно быть под рукой - средства гигиены, аптечку, и одежду на быструю смену.

Посуда:
Котелок (полукруглый - 3 л); термос (1 л); тарелки пластиковые - 4шт.; чашки пластиковые - 4шт.; ложки десертные - 2шт.; ложки чайные - 2шт.; нож.

Сейчас, оглядываясь назад, делаю вывод, что лишними были термос, две тарелки, две чашки и две ложки. Как отмечалось раньше, крайне желательно с собой иметь небольшую горелку или компактную печку, которая способна быстро вскипятить пару литров воды. В случае наличия таковой надобность в термосе отпадает. Ну и насчет посуды: всегда оказывалось, что дети ели из тех же тарелок, что и папа с мамой. Когда они подрастут, то им надо будет возить свою посуду.
Из еды запаслись пюре для детей, кашей в пакетах (надо будет заменить на что-то более съедобное), соками, печеньем, сушками, колбасой, вареными яйцами, хлебом... Питались в основном из общего котла, а то, что сами везли, то было на десерт.

Прочее:
Фотоаппарат цифровой FujiFilm FinePix F30; аптечка медицинская; ремнабор для тандема; пила-цепочка, спички, сухое горючее, рулон туалетной бумаги; репшнур капроновый - 8 м.

Часто некоторые кадры нужно было делать прямо на ходу с борта тандема. Т. к. главным фотографом у нас была Оля, то подобрали ей компактный фотоаппарат, чтобы не сильно притягивал к земле. Со временем, думаю, у нее выработается необходимая сноровка и реакция для съемок на ходу. Медицинскую аптечку собирали по рекомендации упомянутого выше kssm15. Практически повторили автомобильную аптечку, убрав оттуда все, что необходимо при серьезных автомобильных травмах. Ремнабор собрал в себя все, что необходимо для почти полного разбора тандема, но воспользоваться довелось только пассатижами на старте, насосом и масленкой для смазки цепи.

4.5. Детская коалиция.

К сожалению, так получилось, что на велопробеге мы были единственными, кто взял с собой детей. А на эту затею мы озадачили как минимум еще две семьи. Но по некоторым причинам у них поездка не сложилась. Наши дети, конечно, не сильно скучали, но детская компания явно не помешала бы. Опыты нескольких покатушек с Настей говорят, что в большой компании сверстников время для детей проходит намного веселее. Очень надеюсь, что после нашего велопробега к следующему году "смелых" родителей прибавится...:)

4.6. Как на счет "еще раз"?

Да с удовольствием...:). На следующий год, пожалуй, еще можно будет пользоваться этим же тандемом, этими же креслами. Но дети растут быстро, и через какое-то время опять придется заниматься решением вопросов транспортировки детей, т. к. у нас старшая дочка перерастет кресло уже через два года. Уже обдумываем вариант крепления детского педального полуприцепа. Ну и вопрос заброски поездом все еще актуален. Что касается "аппетитов", то они подросли даже у Алены, которая пока еще ни разу не туристка. Поэтому, как только разберемся с транспортировкой тандема в поездах, 0так сразу организуем небольшой детский поход. Очень надеюсь, что наш пример только подтвердит другим родителям, что "у страха глаза велики"...:.

Вернуться в начало

На главную страницу

Другие отчеты о велопоходах вы можете посмотреть на странице с отчетами
в подразделе велосипедные походы.

Магазины туристического снаряжения | Детские турклубы | Ждем ваших материалов | turistenok@mail.ru


Copyright © 2007-2022 Туристенок.ру