туристические походы с детьми
добавить в Избранное

    |  Снаряжение  |  Отчеты о походах  |  Походы выходного дня  |  Путешествия с детьми  |  Фотоотчеты  |  Форум 


ПОДГОТОВКА
Планируем поход с детьми
Что взять в поход
Тактика похода
Питание в походе
интернет-магазин Треккинг
Собираемся в поход
Когда начинать
Организация похода
Выбираем детский рюкзак
Теория и практика
Основы туризма
Обмен опытом
Здоровый поход
Оздоровление в походе
Медицинская помощь
Техника безопасности
Маршруты для походов
с детьми

Пешие маршруты
Водные маршруты
Мастерская
Шьем снаряжение
Самоделки


Система Orphus
Главная   →   Отчеты  →   Водные  →   Ахтуба 2009

Река Ахтуба на байдарке. Отчет.

Преамбула

Это путешествие по реке Ахтуба состоялось в жарком июле 2009 года.
За 10 дней мы проплыли километров 140 от города Ленинска до города Ахтубинска.
Мы - это семейство Михайловых: папа, мама и двое детей:

  1. Капитан, а также глава семейства Михайловых и турист с двадцатилетним стажем:
    Александр (далее по тексту повествование ведется от его имени);
  2. Старпом, фотограф, а также мать двоих детей: Виктория (далее: Вика);
  3. Почти восьмилетняя дочка Аня, матрос и ответственная за палатку;
  4. Пятилетний сын Андрей, юнга и ответственный за костер.
матрос и ответственная за палатку юнга и ответственный за костер

Нельзя сказать, что все участники были новичками. Один их них прошел на байдарке несколько тысяч километров, другой - несколько сотен. Дети тоже прошли несколько небольших походов по подмосковным рекам.

Для нас походы - это совместный отдых, учитывающий интересы главы семьи, Александра (путешествия по горам и рекам) и хозяйки, Вики (купание в теплой воде, песочек). Детям море тоже нравится, в горах они не были, наши предшествующие небольшие сплавы на байдарке пришлись им по душе, особенно Ане.

Плавали мы на легкой и надежной, хотя тихоходной и плохоуправляемой надувной байдарке "Щука-4". До этого мы имели опыт плаваний на байдарках "Ильмень", "Таймень", "Салют" и др.

За весь маршрут мы проплыли 130-150 километров, т.е. в среднем за день мы проходили километров 15. Без учета отдыха и многочисленных купаний, в день мы плавали по 4-5 часов. На аналогичных маршрутах, но весной и без детей, в день мы проплывали существенно больше: около 25 километров. В суровых мужских компаниях по рекам я плавал по 25-35 километров в день, а иногда и до 40-50 км.

Плавание по Ахтубе позволило нам как вдоволь накупаться и поваляться на песке, так и заняться туризмом и спортом, да еще всей семьей. В прошлом году мы с Викой уже были на Ахтубе в начале мая, когда для сплава с детьми скорее холодновато.

Резюме

Маршрут
Мы прошли по реке Ахтуба от Ленинска до Ахтубинска:

Это километров 120 по плавании по самым коротким маршрутам. Наш сплав, включая заезд на Волгу, составил примерно 150 км.

Рекомендовать можно маршрут от Капустина Яра до Ахтубинска, там Ахтуба отходит от автомобильной трассы и народу становится существенно меньше. Наиболее точную и подробную карту Ахтубы можно найти в "Атласе нижней Волги", выпушенной издательством "Арбалет".
Однако и в этой карте, вероятно, допущена досадная неточность: примерно посередине между Ленинском и Царевым ерик "Старая Ахтуба" не впадает в Ахтубу, а вытекает из нее (по крайней мере, так было в июле 2009 и в мае 2008).

Мест для стоянки по берегам Ахтубы в июле много, почти везде песчаное дно. Километров до 5-7 от городов или ближайших асфальтовых дорог, может быть одна стоянка на 100-200 метров каждого берега. Типовая стоянка включает в себя машину, несколько палаток, пару надувных лодок. При большем удалении от дорог мы видели одну стоянку только на 2-3 километра берега.

Наплавные мосты, которые встречались раз на 30-40 километров пути, в июле-августе можно осторожно пройти, держась между понтонами ближе к берегу. Для сплава с детьми дошкольного возраста Ахтуба в июле подходит лишь частично: хотя мошки уже нет и комаров немного, но жара может быть 35-40 градусов. В начале мая сплав с детьми тоже вряд ли можно рекомендовать: ночью может быть достаточно холодно (например +3+5), большинство мест для стоянки залито, рыбы может не быть. Однако, нет и мошек с комарами. Весь июнь, по отзывам местных жителей, полно мошки, которая может сделать путешествие невыносимым. В июне и в июле (как впрочем и после 10 мая) есть комары. Поэтому, лучшее время для путешествий с детьми это август и сентябрь. Большое число местных фруктов, включая астраханские арбузы, может сделать путешествие еще более радостным.

Также стоит отметить, что на всем 150 километровом сплаве в июле 2009 от Ленинска до Ахтубинска (включай заезд на Волгу), кроме нас, никого на байдарках мы не заметили. Зато стоянок народа с надувными лодками было несколько сотен, из них больше половины со стоящими рядом машинами. Похоже, что на Ахтубе, на одну байдарку с туристами приходится несколько сотен (!!!) групп рыбаков, отдыхающих с надувной лодкой возле своей машины.
Несколько таких автоотдыхающих говорили нам: "здорово вот так вот, всей семьей ехать на байдарке, но куда вы кладете свои вещи?". Мы отвечали, что "все вещи с нами в байдарке". Автотуристы удивлялись.

Строго говоря, считать Ахтубу, как минимум, в районе от Волгограда до Ахтубинска, идеальной байдарочной рекой вряд ли уместно. Она или слишком широка: 100-200 метров, а то и более, народу тоже весьма много. Компенсироваться это может возможностью практически везде купаться на песчаных пляжах!
На Ахтубе, конечно, жарко, но немного прохладней, чем на российском побережье Черного моря. Если учесть отсутствие огромного количества народа, включая тех, кто хотят получить (или вытрясти) из вас деньги, более легкую и дешевую, чем на Черноморское побережье, дорогу, наш выбор Ахтубы был простым и понятным.

Транспорт
Большинство поездов из Москвы в сторону Ахтубы идут через Волгоград. До самого Волгограда поездов много, ниже по Ахтубе (Волге) идут только несколько поездов.
До Волгограда поезда идут 18-25 часов, ниже по Ахтубе может получиться более суток.
Я долго прикидывал, как лучше организовать поездку на Ахтубу на поезде, но это было и сложно и недешево (около 20 т.р. на проезд из дома до начала сплава и от конца сплава обратно домой). Да и хорошие билеты можно было купить лишь недели за 4.
Вещей для поездок на общественном транспорте у нас тоже было многовато, почти 100 килограмм, включая фрукты и овощи. Только байдарка и вещи тоже были тяжеловаты для нашей компании из четырех человек, включая двух маленьких детей и одну женщину.

Так вот мы и собрались поехать на своей машине: Honda CR-V, весьма вместительной, комфортабельной и проходимой. Покупали ее мы как раз в расчете на такие путешествия.
Магазинов, легко доступных при плавании по Ахтубе, крайне мало, разве что рядом со стационарными (не наплавными) мостами стоит магазинчик с ассортиментом автолавки. Фруктов там можно вообще не купить, следовательно, овощами и фруктами лучше затариваться до начала сплава.
Овощи (помидоры) и фрукты (дыни и арбузы) можно купить вдоль автомобильных дорог, начиная километров сто не доезжая Волгограда (если ехать из Москвы) и вдоль всей трассы до Ахтубинска. Чем ближе к Астрахани, тем фрукты существенно лучше и дешевле. Хлеб, сыр, колбасу реально купить только в Волгограде и городках. Вдоль трассы, до самой Москвы продуктовых магазинов практически нет, во всяком случае, нам не удалось их найти.

День нулевой (дорога до р. Медведица, 20 июля 2009)

Мы планировали путешествие с детьми по Ахтубе на август 2009 года. Однако, кризис внес свои коррективы, мой отпуск в августе накрылся, в сентябре уже будет школа у Ани, зато две недели в конце июля были свободны.

Выехали на Ахтубу мы на своей машине и только в понедельник, 20 июля. Первоначально мы хотели для максимального использования отпуска выехать в субботу, но испугались обещанной на выходные жары в 38 градусов в районе нашего сплава (между городами Ахтубинск и Ленинск). Ночью температура падала аж до 25 градусов.

Я экстренно пытался проработать вариант с поездкой на Байкал, где я несколько раз путешествовал на байдарке. Однако, 100 тысяч рублей (3,5 т.$) только на проезд нашей семь до Иркутска. Билеты на одного человека в одну сторону стоили 10-12 т.р. на поезд и 12-15 на самолет (т.е. по 300-500$, что дофига даже для Европы и США). Поддерживать неэффективных перевозчиков я не хотел, поэтому вариант Байкала был отложен на будущее. Кстати, прямые затраты на поездку на Ахтубу составили 5-6 т.р., из них 4 т.р. ушло на проезд на машине (это затраты на бензин).

Выехав на Ахтубу в понедельник часов в десять утра, мы к девяти вечера доехали до промежуточной ночевки на очень живописном берегу реки Медведица, в районе села Михайловка.

река Медведица в районе села Михайловка
Федеральная трасса М6 от Московской области до Волгограда, представляет собой узкую двухполосную дорожку по одной убитой асфальтовой полосе в каждом направлении. Очень часто встречаются одна или несколько фур, едущих со скоростью 40-60 километров в час. На подъемах их скорость может падать до 20 км/ч. За фурами тянется хвост из десятка легковушек, пытающихся обгонять перегруженные фуры. Кстати, из Москвы до Волгограда мы доехали полегче и побыстрее, чем от Волгограда до Москвы. Наверное, сказывалось то, что в сторону Волгограда большинство фур шло порожняком и быстрее.
По трассе М6 мы предполагали останавливаться на речках для купания и отдыха. Однако, этого не получилось: немногочисленные речки были огорожены от дороги ограждением, а дорог, по которым можно было подъехать к речкам, мы не заметили.

Особенно внимательно мы осматривали реку Хопер, на которой мы первоначально предполагали заночевать, но, по простому, подъехать к Хопру на получилось.
Приятное исключение получилось с рекой Медведица, рядом с которой проходит асфальтовая дорога до Староселья. Интересно, что согласно карте, это село находится на расстоянии в несколько километров с обоих сторон трассы М6. При поездке из Москвы мы поворачивали направо на поворот до Староселья. Далее через 1-2 километра есть ряд грунтовых дорожек до реки Медведица. Эти места пользуются популярностью у местных жителей и проезжающих легковушек. Фур там нет, они ночуют прямо на обочине трассы.
На берегу Медведицы мы и заночевали: виды с небольшого обрывчика на реку были замечательные, вода в реке теплая и быстрая, народу на берегу было немного. Сама река выглядела замечательно для возможного сплава на байдарке.

День первый (5-7 км сплава от Ленинска до разделения реки Ахтуба и ерика Тутов)

С утра, часов аж в 9, мы выехали с промежуточной ночевки на берегу реки Медведицы в сторону Волгограда. Километров за 70 до Волгограда есть ГАИ, на котором нас хотели оштрафовать за неполную остановку машины перед знаком "Стоп". Денег ментам я не дал, объяснив им, что стоя к нам спиной вряд ли они могли заметить нашу остановку или неостановку.
Через Волгоград проезжать на машине непросто: объездных трасс нет, проезд по городу нетривиален без предварительного знакомства с ним. Купленный незадолго до поездки автонавигатор Garmin nuvi 215w повел нас по разным закоулкам, он, вероятно, не знал, что некоторые улицы идут параллельно и метров в 10 друг от друга.
Поездки на машине через городок Волжский тоже непросты, к тому же мы попали в пробку.

Только часам к трем дня мы доехали до города Ленинска: места начала байдарочного путешествия в районе автомобильного моста через Ахтубу.
С первого дня мы много купались, особенно дети
Жара была страшная, градусов 37-38 ...

Начали сплав только часов в 6-7 вечера, так как часа три-четыре ушло на перегон машины до конечного места назначения - города Ахтубинска.
Я перегнал машину в предполагаемый конечный пункт нашего путешествия: город Ахтубинск. По дороге до него было чуть больше ста километров. Счетчик числа пройденных на машине километров стал показывать цифру "75", т.е. после 999 км он обнулился, реально из Москвы мы проехали 1075 км.
GPS навигатор все время ругался, считая, что я еду в несколько десятках метров от трассы. Каждую минуту он сообщал "Я пересчитываю маршрут".
Дорога, вероятно проложенная еще погонщиками рабов, действительно произвольно кривилась по плоской степи во все стороны.

Поиск стоянки для машины в городке Ахтубинске было дело нелегким. Задолго до путешествия я пытался найти в Интернете адреса автостоянок, но таковых не нашлось. Удалось найти карту с улицами этого, когда то закрытого города, а также телефоны гостиниц. Обзвон гостиниц дал первые положительные результаты: в нескольких гостиницах сказали, что платные стоянки рядом с ними есть, можно поставить на них машину без проживания в гостинице.
Город Ахтубинск оказался в длину километра 3-4 вдоль реки Ахтуба, а в ширину он занимал километра полтора. Я проехался по нескольким улицам в центре города, но обнаружил только потрепанные деревянные одноэтажные домики, никаких стоянок для машин не было. Остановившись возле дороги, где стояло несколько легковых машин и их водители, вполне внушающие доверия, я прочел вывеску магазина, у которого они стояли и поехал дальше, так ни о чем их не спросив. На магазине было написано "Похоронные принадлежности".
Не найдя таким образом стоянки для машины, я выехал к улице Щербакова, на которой находилось гостиница с автостоянкой. Какую то гостиницу я нашел, но не сразу нашел, у кого спросить, где же находится автостоянка: у некоторых мужчин был достаточно уголовный вид, у остальных - пьяный. Только примерно десятый встречный мужчина вызвал доверие: открытое светлое лицо, уверенная манера держаться. Надпись "охрана" на его синий рубашке меня не смутила. Сергей (так звали охранника) подсказал, где возле гостиницы находится автостоянка, сказав также, что лучше поставить машину на охраняемую и более дешевую стоянку, где он и работал.

После небольшого обсуждения, я поставил машину на рекомендованную им стоянку на центральном рынке (возле железной дороги, на перечесение улиц Циолковского и Ивана-Черногрязского). Также Сергей продемонстрировал свойственную некоторым жителям Волгоградской области деловую смекалку, довезя меня обратно до Ленинска (за 900 рублей) и порекомендовав (бесплатно) собирать в Ахтубинске байдарку у автомобильного моста через Ахтубу. Доехал до оставленной на пляже в Ленинске байдарке и оставшегося экипажа я на машине Сергея. Проезжая через поселок "Колобовка", Сергей сказал, что там с утра продают хорошее и недорогое мясо, а к вечеру - раков. Действительно, дело было к вечеру и возле дороги на подвешенных к палкам веревках висели какие то рогатки. При пристальном рассмотрении выяснилось, что это небольшие раки.
Ведро раков продавали по 500 рублей. Полведра продавать не стали, а на обратном пути за то же ведро хотели 600 рублей, мотивируя, что жарко (вряд ли имелся в виду перегрев раков). Раков я не купил, в т.ч. несколько смутила рекомендация Сергея, что к ведру раков надо купить два или хотя бы одно ведро пива. Было непонятно, можно ли сейчас по пути вообще купить холодного пива, зато было совершенно ясно что даже 10 литров в одиночку я не выпью…

Также Сергей сообщил, что в июле, в окрестностях Волгограда вырастают лишь поливные и совершенно невкусные арбузы, а вкусные небольшие местные арбузики вызревают только к августу. Действительно, купленные нами до Волгограда два средних по размерам арбуза оказались совершенно невкусными и ватными.
Подъезжая к Ленинску мы увидели, что в отличие от всех окрестностей, над городком (реально это скорее большое село) висела туча и шел мелкий дождь. Тогда мы рассматривали тучи и дождь скорее как помехи, а не временное избавление от постоянной жары.
Кто верит в карму, мог бы подумать, что сама природа издевается (ну, или благодарит?) над городом, носящим имя вождя мирового пролетариата, хотя он там никогда и не был.

Приехав на пляж, где я часа три назад оставил Вику с детьми, выяснилось, что байдарка надута, но вещи не собраны и не уложены в байдарку. До заката солнца оставалось только несколько часов, поэтому мы экстренно стали грузить вещи и огромные для "Щуки" объемы еды. Вещи и продукты, включая арбузы и дыни, весили немного менее ста килограмм!
После непростой двухдневной дороги все мы были в некоторой прострации.
С трудом разместив все наши вещи в байдарку, мы с удовольствием убедились, что она не только не утонула, но даже не была перегружена. Это не удивительно, так как мы специально выбирали байдарку для 4-х человек и с большой грузоподъемностью: до 400 кг. Сами участники сплава весили немного менее 200 килограмм Груз весил немного менее 100 кг, включая картошку, арбузы и дыни. Большинство байдарок такой загрузки просто не потянули бы. Да и почти во все предыдущие походы фруктов и картошки мы с собой не брали.
Сев в байдарку, мы быстро поплыли, пытаясь проплыть места массовых скоплений рыбаков с машинами, надувными лодками, туристическими палатками, женщинами и детьми.
Каким то образом этим автотуристам удалось отъехать, и, соответственно, занять хорошие места для стоянок, километров на 7 от моста через Ахтубу в центре Ленинска. На 100-200 метров берега стояла одна автокомпания автотуристов. Это конечно, не Подмосковье, но такого обилия народа на Ахтубе мы не ожидали, да и в начале мая прошлого года вообще никого там не было. Сам Ленинск растянулся лишь на километр вдоль реки ниже моста, и совершенно непонятно, как машинистам удавалось проезжать такие расстояния без дороги (по крайней мере, на карте никаких дорог, в т.ч. грунтовых там не было). Заглядывая вперед, выяснилось, что отдельные автотуристы достигали, на наш взгляд, совершенно недоступных для машин берегов Ахтубы, километров в 20 от ближайшей асфальтовой дороги, проезжая в т.ч. через несколько стометровых проток.

Однако, вернемся к повествованию про первый день нашего сплава. Километров через 5-6, когда уже начало темнеть, мы проплыли основные скопления рыбаков с машинами, облепивших оба берега Ахтубы.
Встали мы на месте разделения реки Ахтубы и ерика Тутов. По крайней мере, так было нарисовано в одной из лучших карт Ахтубы: "Атлас Нижней Волги", километровки издательства Арбалет, 2005 года.
Мы ночевали в трехместной палатке Saleva Denali III. Палатка была облегченной и специально спроектированной для жары: внутренняя палатка на половину сделана из противомоскитной сетки. Палатка оказалась очень хороша при жаре, во время дождей тоже не текла. Как на первой стоянке, так и далее, нашу палатку успешно собирала и разбирала восьмилетняя дочка Аня.
Однако, уже через полчаса после прибытия на стоянку, Вика и пятилетний сын Андрей были шокированы сотнями комаров, которые навалились на нас . Усугублялось это усталостью от переезда на машине и от сборки байдарки на пляже. Стоит добавить, что еще через полчаса после массового вылета комаров пошел сильный, хотя и теплый дождь. Андрей сразу же захотел домой, или хотя бы на денек-другой пораньше уехать с Ахтубы.
Потом выяснилось, что массовый вылет комаров происходит каждый день с 9 до 10 вечера. В течение нескольких минут, непонятно откуда вылетают сотни голодных и готовых на все, комарих.

День второй (10 - 15 км сплава от разделения Ахтубы от ерика Тутов и до непролазных зарослей камышей): "Вверх или вниз по Ложной Ахтубе"

Погода с утра была совершенно непохожа на катаклизмы предыдущего дня. Светило солнце, теплая вода позволила вдоволь накупаться. GPS навигатор показал, что мы находимся на разделении Ахтубы с ериком Тутов. Уже тогда нас немного насторожило, что 90% воды утекало в ерик, который был раз в десять шире десятиметровой "Ахтубы".
Но, памятуя, что в прошлом мае мы успешно проплыли по этой части Ахтубы, а также то, что ерик Тутов протекает совсем недалеко от автомобильной дороги и, соответственно, там ожидается много автотуристов, мы без особых колебаний поплыли по Ахтубе. Как минимум, так назывался этот поток воды на нашей километровке "Нижняя волга". Уже потом, мы узнали, что местные жители и немногочисленные туристы считают Ахтубой основной поток воды, т.е. ерик Тутов.

Сплав по речке шириной 10-15 метров был очень живописен. К нашему удивлению, раз на несколько километров попадалась компания народу с палатками, надувными лодками и сетями.
Вокруг реки стояли густые заросли кустов, тростника и невысоких тополей. Возможно, лишь последние лет пятьдесят эти места не являются логовами разбойников.
К сожалению, в реке было много сетей. Одна из них, метров десять длиной, стояла у берега давно, может с весны. Размер ячеек сети был на мелкую рыбку, что было видно по нескольким мертвым окунькам и плотвичкам десятисантиметровой длины. В сети застрял также пятнадцатисантиметровый рак, который видимо когда то хотел полакомиться тухлой рыбкой. Рак был еще живой, мы освободили его от сети и отпустили.
Возле большинства стоянок явно стояли сети, которые мы не трогали. Вдалеке от стоянок мы нашли брошенную сеть, стоящую возле берега. В ней было несколько живых сазанчиков грамм по 300 каждый. Аня, первая увидевшая сеть и потом держащая сазанчиков в котелке с водой, была в восторге.
Однако, уже через несколько часов спокойного плавания по красивой реке десятиметровой ширины мы серьезно насторожились: судя по нашей карте, Ахтуба разветвлялась на "Ахтубу" и "Старую Ахтубу". Насторожжило нас то, что вся вода уходила в "Старую Ахтубу", а в так называемую "Ахтубу" вода не вливалась, а выливалась тоненькой струйкой, как у малюсенького ручейка. Ширина тоже местами сужалась до 1-2 метров...

Ложная Ахтуба расширилась с 0,5 до 3-х метров
Так как мы уже здесь плавали весной прошлого года и внимательно изучали карты, раскладка рисков была налицо:

  1. Дальнейшее передвижение по "Ахтубе" грозило превратиться в перетаскивание байдарки через пересохшую цепь мелких прудиков, и так километров 10-15 до слияния с ериком Тутов. Весной прошлого годы мы уже плавали по этому маршруту и были в восторге от обилия птиц и животных, а также отсутствия людей. Однако, в случае непроплывания по этому маршруту нам светили 3-5 километров сухопутного пути по густому кустарнику до ближайшей точки берега ерика Тутова;
  2. Реальная альтернатива была еще жёстче: судя по карте, Старая Ахтуба несколько десятков километров петляла по пойме, но прямого выхода к Ахтубе или хотя бы Волге, не было. Перетаскивание же на себе байдарки и вещей могло бы превратиться в смелое путешествие с детьми и стокилограммовым грузом километров 15 по кустам, сухой и безводной степи, а также, возможно, и болотам, в которые могли превратиться уже пересохшие озерца;
  3. Вариант отката назад предполагал плавание километров десять вверх по течению достаточно быстрой Ахтубы. Этого совсем уже не хотелось.
На развилке речек стояла еще одна компания рыбаков. Проявлять нерешительность перед ними нам тоже не хотелось. Поэтому, после минутного размышления мы пошли (точнее, стали протаскивать байдарку против течения узкого ручейка) по протоку, именуемую в "Атласе нижней Волги" как "Ахтуба". Весной прошлого года тут была "полновесная" и очень живописная река, а сейчас осталась цепь небольших прудиков, соединенных камышами и ручейком воды, текущем в противоположной течению остальной Ахтубы направлении.
Мы между собой стали назвать этот проток "Ложной Ахтубой". Дальнейшее наше путешествие по "Ложной Ахтубе" заключалось в плавании по достаточно диким местам, вряд ли с весны кем либо посещаемым. Как правило, небольшие озерца по несколько десятков метров длиной перемежались зарослями камыша. Вначале мы легко прошли несколько перемычек из камыша, не вылезая из байдарки. Далее мы перетаскивали байдарку как бурлаки на Волге.
По пути нам встретились две черепахи. Они были достаточно большие - примерно как половинки футбольного мяча. Одну черепаху Вика увидела прямо на дне посередине Ложной Ахтубы, глубина реки была сантиметров 30-40.
черепахи были достаточно большие - примерно как половинки футбольного мяча
Ее (черепаху) мы поймали, сфотографировались с ней и отпустили.
Другую черепаху мы спасли из заброшенной сети, перегораживающей всю ширину оставшегося от Ложной Ахтубы десятиметрового прудика. Голова этой черепахи периодически всплывала посередине небольшого озерка, панцирь и ее ноги глубоко запутались в сети.
С трудом выпутав эту черепаху из сети мы положили ее на низкий берег совсем рядом с водой. Только минут через 15 черепаха начала шевелиться, нырнула в воду и уплыла по дну.
Этих и других пойманных черепах мы отпускали. Еда у нас была, зато отсутствовал опыт съедения черепах. Да и сцена варки или поджаривания на палочке только что пойманной живой черепахи запомнилась бы детям надолго.

Перетащив байдарку волоком через очередные заросли камышей, мы выплыли на небольшое озерцо, на котором стояла пьяная компания парней. Громко играла музыка.
На наш вопрос, пройдем ли мы дальше на байдарке, лишь один из них ответил, да и то предельно двусмысленно: "дальше ничего нет". Интересно, что туда мы и ушли, не вернувшись назад в прудик рядом с этой компанией.
Часам к шести вечера, когда уже было пора разбивать лагерь, мы подплыли к совсем непролазной стене камышей, минимум несколько десятков метров длиной.

заросли камышей
Мы разбили лагерь и доели последний из купленных недалеко от Волгограда арбузов. Вкус у него был никакой, мякоть - мягкая, но воды в нем было много.
На этой и всех других стоянках мы с удовольствием пили чай из речной воды, отфильтрованной через фильтр "Барьер". Один из Волгоградских знакомых посоветовал нам взять фильтр для Ахтубинской воды. Без этого вода, кишащая в июле тысячами видимых и миллионами невидимых существ, была совсем "жесткой" на вкус. Ранее ни в один из походов фильтры для воды мы с собой не брали.
Вечером мы зажарили на решетке несколько сазанчиков. Также пожарили в фольге купленную день назад и давно уже разморозившуюся курицу и одного сазанчика. Даже ночью было около 30 градусов жары, поэтому я оставил завернутых в фольгу курицу и сазанчика в углях на всю ночь. Утром выяснилось, что в фольге ничего не протухло, только слегка подгорело.
Уром и вечером мы пробовали ловить рыбу: вечером ничего на клюнуло, зато утром мы впервые поймали немного небольших плотвичек, коих сразу же и зажарили.

День третий (3 километра переноски на себе байдарки с вещами и 5-7 км сплава до слияния Ахтубы и ерика Тутов)

Я сходил на разведку вдоль Ложной Ахтубы. Разведка показала, что протащить через несколькокилометровые заросли камышей байдарку, да еще при температуре ближе к 40 градусам будет крайне напряжно. Поэтому, мы приняли решение перенести вещи и неразобранную байдарку на себе, всего то километра три по грунтовой дорожке вдоль берега ложной Ахтубы. Усугублялась эта переноска лишь ужасной для нас жарой.
В качестве местной специфики мы отметили огромное число саранчи на полях и несколько тракторов с местными и приезжими трактористами. Саранча очень радовала наших детей, которые тоже переносили немного вещей. Вначале и у Ани и у Андрея не получалось ловить быструю и верткую саранчу, но потом дело пошло, они поймали с поллитра саранчи на двоих. На этих насекомых потом мы успешно ловили рыбу и черепах.
Перенеся байдарку и вещи всего то километра три, мы продолжили сплав в небольшом озерце, которое к нашему приятному удивлению, постепенно перешло в еще в большее озеро. А оно, в свою, очередь слилось с еще большим озером (видимо, "Язева протока"). Эти озера через пару километров выливались в большую реку, в соответствии с нашей картой, называемую "ер. Тутов", хотя местные аборигены кликали ее Ахтубой.
Из сети озер, которые на нашей карте были обозначены, как "Ахтуба", вечером очень теплая вода (градусов 30) через мелкую протоку (метров 7 шириной и с полметра глубиной) вытекала в ерик Тутов. Утром прохладная вода из ер. Тутов (градусов 25) втекала в озера.
протока в ерик Тутов
Дети и взрослые были в восторге от купания в протоке. Народу в радиусе километра от нас тоже не было.
Встали мы на песчаных дюнах, возвышающихся метров на 5 от уровня воды. Судя по всему, в мае прошлого года, когда мы проплывали это место, все это было залито водой. Следы высокой весенней воды были видны и в июле: застрявший в кустах плавник, песок, волнистые гребни на песке явно остались от весеннего паводка.
Палатку мы поставили на вершине небольшой дюны, прямо на берегу протоки, с видом на Ложную и настоящую Ахтубы. Место было очень живописным, хотя от утреннего солнца нас едва лишь прикрывал жиденький кустик.
Вечером мы пробовали ловить рыбу: вечером ничего не клюнуло, зато утром следующего дня мы поймали штук 7 небольших плотвичек. В этот день, как и в большинство последующих, мы варили завтрак и ужин. На обед мы пили кипяченую в предыдущий день воду и ели сухари (печенье), да сыр. Дети весь день, пока взрослые гребли, жрали печенье и конфеты. У нас была и сухая колбаса, но при такой жаре есть ее не хотелось. На ужин мы по очереди варили картошку или гречку или макароны. Супы из сухих супов из пакетиков с горохом или вермишелью мы не готовили, так как никто кроме меня их не хотел. Дети ели одну картошку или крупу со сливочным маслом, которая Вика успешно везла в стеклянной банке, да ждали печенье с конфетами.
Стоит отметить, что дети ели не меньше, а даже больше взрослых, хотя есть никто никого и не заставлял. На строгой горной диете у нас могли бы быть коллизии с вечно голодными детьми.
Я с Викой ели также по пол банке тушенки вечером. Оставшаяся половина не успевала портиться за ночь и с удовольствием съедалась нами на завтрак. Особо стоит отметить производителя хорошей тушенки: Сновский комбинат, Беларуссия. Эта тушенка хотя и раза в полтора-два дороже других, зато делается из настоящего мяса и очень вкусная.
Эту тушенку, как и много чего еще, подсказал нам заядлый Ахтубинский рыбак по кличке "Тов. Жуков". Мы уже следовали его рыбацким советам в прошлогоднем сплаве. Последний его прошлогодний совет был получен по SMS: "Проверь руки на кривизну, включи голову. Если это не помогло, расслабься и отдыхай, здесь рыбы нет".

День четвертый (15 - 20 км сплава от слияния ерика Тутов и "Ахтубы" до пляжа на излучине Ахтубы, километров 10 ниже Колобовки)

С утра ловили рыбу и купались. В озерах бойко клевала мелкая плотвичка.
В озерах клевала плотвичка
Песок был очень горячий. Было жарко, вероятно градусов 35-38. Без понукания, Вика и дети самостоятельно почти ничего не могли сделать по сбору вещей для сплава, разве что стояли как столбики или купались.
Только часа в два мы отплыли вниз по реке. Теперь это определенно была Ахтуба.
Проплыли город Царев. Между этим городком и соседним с ним Ленинском, только десятка два километров по асфальтовой дороге. Даже и не понятно, как в советское время у города появилось название "Царев".
В поселке Колобовка мы проплыли под понтонным мостом. Какой то местный пьяный мужичок махал нам руками, в какую понтонную дырку, по его мнению, нам надо плыть. Возможно, это был местный сумасшедший, вроде его мы потом видели возле дороги в Волгоград, когда уже уезжали в Москву.
Возле понтонного моста был небольшой ларек с холодным квасом и пивом. Также удалось купить там и сахара. Фруктов, хлеба и еды не было. Возле ларька какие то хорошо загорелые, невысокие, пьяные и вероятно местные, мужички вяло затевали между собой легкую драку. Время было обеденное.
На ночевку мы встали на излучине реки, где уже стояли в полном одиночестве весной прошлого года. В этот раз там уже стояло несколько компаний с машинами, совершенно непонятно, как все они туда проезжали. К месту, в котором мы собрались остановиться на ночлег, уже минут через пять подъехала машина, вероятно, надеясь, что это место свободно. Увидев нас, машина уехала обратно. Возможно это был робот-разведчик из "Терминатора 4". Вид на стометровые обрывы с другой стороны реки был очень живописен.
Рыбу ловить мы даже не пробовали. К ночи наши соседи-автотуристы заставили весь пляж мощными спиннингами, установленными как донки. Каких то успехов в рыбной ловли на эти спиннинги мы не видели.
Вечером и ночью дул приятный ветерок, мимо нас прошли большие грозовые тучи, немного дождичка попало и на нашу палатку.
Уже в темноте нас удивили большие жуки, летевшие прямо на пламя костра. Жуки походили на наших майских, но были в полтора-два раза больше. К счастью, жуки были мирные и своими жвалами нас не хватали. Мы тоже были не голодны и не стали есть их черные хитиновые тельца.

День пятый (15 - 20 км сплава немного недоезжая до города "Капустин Яр")

С утра, загрузив на байдарку наши вещи, мы переправились на другой берег. Я героически залез на стометровый обрыв. Героизм заключался в лазании в крепких шлепанцах по сыпучей глине и встрече со змеиной шкуркой в выжженной степи наверху обрыва. Уже после поездки я прочел, что зоологи считают, что степные гадюки погибают при температуре выше 37 градусов. Сомнительно, однако, что при температуре в тот день градусов 38 от гадюки высыхали как черви, оставляя после себя только шкурки. Однако, если это были шкурки водяных ужей, то совершенно непонятно, зачем они вскарабкивались на крутой стометровый обрыв. Степь же была совершенно безводной.
Спустившись с обрыва я встретился с вполне живой и даже плавающей по мелководью змеей, рядом с обрывистым берегом. Змея, возможно, хотела залезть на нашу байдарку. Однако, несколько ударов веслом по голове, заставили ее передумать. Оранжевых пятнышек на голове, характерных для ужей, у этой змеи не было, но в воде она плавала очень уверенно.

Учитывая, что каждый день мы видели одну-две змеи, плавающие в воде или возле нее, вопрос, ужи ли плавают по Ахтубе, или же гадюки, живо нас интересовал. Во время поездки мы этот вопрос так и не выяснили. Проведенный уже после поездки поиск в Интернете показал, что, можно быть почти уверенным, что в Ахтубинской воде плавают водяные ужи (у них действительно нет пятнышек на голове), а отнюдь не гадюки.

В этот день мы планировали проплыть город Капустин Яр (по местному - "Капяр"), раскинувшийся километров на 7 вдоль реки. В этом городе мы и закончили свое путешествие весной прошлого года.
Часов в 5 вечера мы поняли, что в этот день проплыть весь город и километров 5 ниже него не удастся. Встали мы, не доезжая Капяра, на месте чьей то бывшей стоянке. Там уже был столик, стояли засохшие цветы. Дети нашли блесну (скорее воблер в форме рыбки) и инерционную катушку. Такие катушки сейчас используют не для бросания блесны, а только как донку на крупную рыб, в первую очередь, сазанов.
Стояли мы в зарослях невысоких тополей, нижние метра полтора которых были покрыты корнями, напоминающими "воздушные" корни деревьев в мангровых зарослях.
Стоянка на Ахтубе
Днем и ночью было весьма жарко. Приведения и духи здешних мест нас не посещали.
Вечером я забросил донку с метрами 15 резинки. Однако, ни вечером, ни ночью, ни утром, никто наживку из кузнечиков, гороха и кукурузы, так и не склевал.
Вечером и ночью на песке и в воздухе было огромное число каких то жучков.
Каждый вечер мы кипятили по 3-4 литра воды, которую пили на следующий день во время плавания. Обедов мы не готовили.
Вечером и утром к берегу приплывала змея, явно готовясь вылезти на берег как раз в районе нашей стоянки. Однако, после нескольких попаданий песком в голову, змея таки развернулась и поплыла на другой берег, всего то метров 100 по прямой, да и течение было сильное.
Видимо, она жила на месте нашей временной стоянки. Глядя на змей дети не сразу согласились с моим утверждением, что "самый опасный в горах и на реке зверь - человек".

День шестой (20 - 25 км сплава через город Капустин Яр)

С утра мы вытащили донку, убедившись, что все шесть наживок (кузнечики, кукуруза, горох) целы и невредимы. Мы так и не поняли, где плавала знаменитая Ахтубинская рыба и что она ела.
Капустин Яр мы проплывали километров семь. По крайней мере, мы так решили по обилию отдыхающих на берегах Ахтубы.
Рядом с паромной переправой через Ахтубу в конце города мы нашли ларек с прохладительными напитками. Однако, окромя непонятной газировки и известных марок пива, ничего хорошего там не было. На сигареты, мы, как некурящие вообще не соблазнились. Выпить холодного пива после недельного пребывания в жаре было прикольно.
Ниже города мы увидели чаек, кружащих над одним местом на реке. Чайки периодически ныряли в воду. Также плескалась небольшая и средняя рыба. По видимому, на завихрениях воды с обратным течением стая окуней гоняла мелкую рыбку. Нам удалось подплыть к этому месту. Рыбные пляски продолжались. Вода прямо таки кипела! Минут двадцать я бросал разные блесны прямо в места рыбных всплесков, но ничем это не закончилось.
Было очень жарко, весь день светило солнце. Вечером мы встали на немного оборудованную до нас стоянку (столик у реки, но на солнце). Песок был горячий.
Вечером на донку, на кузнечика, мы поймали случайную чехонь. Это была наша единственная рыбка на этой стоянке.
Вечером и ночью было очень жарко, донимали комары и какая то некусающаяся мошка (но в уши и глаза она упорно лезла).

День седьмой (15 км сплава до р. Волга): "Загогулина"

Утром песок опять раскалился, почти все участники путешествия впали от жары в прострацию. Однако, когда мы отплыли (не поздно, часов в 11-12 дня), стало немного попрохладней, на небе появились тучки.
Переехали мы место паромной переправы: на левый берег и обратно переправляли легковые машины с автотуристами.
К обеду мы доплыли к протоке "Роговая" (между собой мы прозвали ее "Рогулька"), по которой в соответствии с нашей картой, можно было километров через 8 доплыть до Волги.
После плавания по Ложной Ахтубе, мы были совершенно не уверены, что через эту протоку вообще можно поплыть на байдарке. Потом мы только удивлялись большому числу отдыхающих с лодкой,с мотором и машиной, облюбовавших берега этой Рогульки. На каждые полкилометра берега Рогульки было по такой стоянке. По Ахтубе, кроме городков, народу было гораздо меньше: одна стоянка на 2-3 километра берега.
В соответствии с нашей картой, в месте соединения Рогульки с Волгой действительно оказался небольшой песчаный остров, на которой мы и заночевали. Кроме нас, на острове никого не было. Это не удивительно, т.к. хоть его и разделяла с облепленными стоянками машинистов берегом жалкие 30 метров воды, но для машин это было пока еще труднопреодолимое препятствие.
Рыбалка на Ахтубе
Вечером мы ловили рыбу, но ничего не поймали, зато утром наловили мелких плотвичек.
Вечером и ночью было достаточно прохладно, поэтому мы с удовольствием посидели у костра. Свежий ветер с Волги любезно сдувал куда то комаров и раздувал наш костер.
Ночью мы отлично выспались, было не так жарко, наверное, всего то градусов 25.

День восьмой (5 км сплава от Волги до берега Ахтубы напротив коша Карпенко)

Утром, успешно половив плотвички, мы проплыли по извилистой Рогульке километров 8 назад в сторону Ахтубы. В обед мы встали на косе в месте соединения Рогульки с Ахтубой, где обедали также и в предыдущий день. С удивлением мы проплыли мимо нескольких паромов, занятых провозкой автотуристов с их легковушками.
До самого вечера мы долго плыли вдоль негостеприимного высокого правого берега и неприятного низкого левого берега, заросшего ивняком. Слева по берегу шла еще и грунтовая дорожка, по которой иногда проезжали легковые машины и трактора.
На стоянку мы встали, возможно, в единственном на несколько километров месте, где можно было взобраться на высокий правый берег. Судя по карте, недалеко была протока и "кош. Карпенко". Сам кош представлял из себя полуразвалившийся деревянный дом с обвалившейся крышей и стенами из глины и бревнами с щелями, куда могли пролезть руки. Детям этот дом понравился. Вокруг дома была очень плодородная земля: то ли чернозем, то ли обычная земля + многолетнее уноваживание. Но было очень сухо и на земле ничего не росло, лишь чахлая трава, да сухие грибы типа "дедушкин табак".
Уже вечером на протоке, которая была в полукилометре от реки, мы успешно половили рыбу, поймав штук пятнадцать плотвичек, а также подцепив одну черепаху. Черепаха хотела проглотить кузнечика, который был на крючке. Крючок с наживкой был у дна в 1,5 метра под водой. К счастью, когда я стал поднимать черепаху из воды на высокий берег, она слетела с крючка.
После реки, ловить в стоячей воде на поплавочную удочку было особенно приятно. Поплавки почти все время находились в движении, но основная часть поклевок приходилась на мелкую красноперку, которая не могла заглотить даже кукурузину.
Стоит отметить, что, хотя перед поездкой на Ахтубу, мы и знали, что почти вся рыба ловится в основном на червя, червей то у нас и не было. Перед выездом из Москвы (а там было тоже жарко: 27-30 градусов), я купил 7 коробочек червей. Но уже через два дня, на даче, выяснилось, что в половине коробочек, вместо живых червей были их жалкий шкурки, а сами черви куда то исчезли (как выяснились, не уползли, а просто-напросто, высохли). То же произошло постепенно и со всеми остальными, в т.ч. дополнительно накопанными на даче. червями: они просто высохли от жары в 30-38 градусов … Может, надо было брать ведро с землей под червей и/или переносной холодильник.
Интересно, что в рыбацком магазинчике в Волгограде нам предложили лишь искусственных червей, которые тогда я с негодованием отверг.

День девятый (стоянка на Ахтубе напротив коша Карпенко)

Весь день мы стояли на высоком берегу Ахтубы рядом с кошем Карпенко.
Утром и вечером мы ловили рыбу. Девочка Аня в свои неполные восемь лет научились бойко надевать на крючок наживку, забрасывать удочку и подсекать рыбу. Ей это очень понравилось. Рыбу она раньше вообще не ела, а тут согласилась попробовать пару кусочков из пойманной рыбы. Пятилетний Андрей только наблюдал процесс рыбной ловли. Это ему нравилось, но то, что пойманную живую и красивую рыбу мы потом жарили, его огорчало.
Я поймал на удочку черепаху, вероятно вчерашнюю. Черепаха захватила крючок с кузнечиком прямо у илистого дна протоки, на глубине метра полтора. Крючок впился в жилистую морду черепахи (вроде "клюва"), с трудом удалось его вынуть обратно. Интересно, что сама черепаха так и не выпустила кузнечика изо рта.
Также клюнула одна большая рыба. Однако, первая же попытка с помощью восьмилетней девочки подхватить рыбу с высокого берега подсачеком закончилась потерей крючка. Больше большие рыбы не клевали, только красноперка.

День десятый (15 км сплава от коша Карпенко до острова недалеко от поселка Покровка)

Утром мы, после дня стоянки, отплыли дальше, вниз по Ахтубе.
Проплыв километров десять, мы поймали сильный встречный ветер с достаточно высокой для нашей байдарки волной: сантиметров 20-30. С трудом проплыв против ветра и волн километров пять, мы решили остановиться на очень живописном острове посередине Ахтубы недалеко от поселка Покровка.
на острове посередине Ахтубы
Место было самым живописным из всех наших стоянок в этом походе: остров располагался посередине реки, сам остров имел обрывистые берега и песчаные полянки.
Несколько напрягало большое количество муравьев. Все мы были в шортах или плавках, и, независимо от наличия или отсутствия шлепок, в среднем, на каждой из наших ног ползало по 2-3 муравья. Взрослые были опытными туристами, а дети приняли это как должное, тем более что муравьи не кусались. С одной стороны острова была мель прямо до берега реки. Глубина воды была до метра, дети легко переходили на другой берег.
Однако, между косами этой мели периодически плескалась крупная и мелкая рыба: видимо крупные одиночные водяные хищники и стаи мелких окуньков гоняли по мелководью рыбную молодь. Однако, на блесну и воблер никто так и не клюнул. Только к ночи и в более глубоком месте удалось зацепить воблер за корягу на дне реки.
На этой стоянке случилось приятное и очень маловероятное событие, после которого наш младший, пятилетний Андрей, стал совершенно доволен нашей поездкой, а также перспективами дальнейших сплавов. Андрей нашел смотанную леску с крючком и поплавком. Рядом лежал прутик метровой длины, вроде как самодельная удочка. Андрей сказал, что это его удочка и попросил меня помочь собрать это все вместе и забросить в речку. Я собрал эти элементы самодельной удочки, насадил кузнечика и помог помочь забросить этакую импровизированную самодельную удочку в воду с небольшого обрывчика у реки. Если что то он и мог поймать на такую снасть, то только в таком месте. На оставшейся части реки на расстоянии метра от берега и глубине 20-30 см вряд ли бы он когда либо что то поймал.
Минут через пять, пока мы с Аней поймал несколько плотвичек, мы вдруг увидели, что поплавок Андреевой удочки пошел под воду. Андрей подсек и сквозь воду было видно что то округлое и большое, зацепившееся на его крючок. Мы все подумали, что это коряга. Это нечто не дергалось как обычная рыба, а тяжело и спокойно висело на крючке. Когда Андрей поднял висевшее на крючке нечто до поверхности воды, мы все увидели, что это большая черепаха. Когда он стал поднимать ее из воды, чтобы поднять на обрывчик, на котором мы стояли, черепаха, к счастью, сорвалась с крючка. Однако Андрей и так был совершенно доволен. Потом, он целую неделю рассказывал всем о черепахе, которую он поймал.
После этого, Аня упросила Андрея половить на его удочку. Не поймав совсем ничего (а особенно черепах) в течении 10 минут, она расстроилась и начала хлестать удочкой по воде. Однако на вопрос, ехать ли нам домой или еще попутешествовать по Ахтубе, она ответила: "лучше заехать в магазин, купить продуктов и поплавать еще неделю". После пойманной им черепахи, Андрей тоже поддержал такую точку зрения.
Три богатыря.
В этот день ничего особенного больше мы не поймали: забрасывание блесен и воблера ничего хорошего не дало. К ночи подул сильный ветер, подтянулись дождевые тучи, начали бить многочисленные молнии. Однако, как и в предыдущие дни, гроза прошла мимо.
Вечером и особенно, ближе к следующему утру в небе над нами, кроме туч, носились и российские боевые самолеты. Не слишком радостно было слушать им рокот во время сложных маневров и надеяться, что непосредственно над нами переходить звуковой барьер они не будут. Видимо, самолеты испытывали какие то приборы, разрабатываемые на находящемся в ближайшем к нам городе (Ахтубинске) военном заводе.
Мысли о регулярно практикуемых, в также недалеком от нас Капустином Яре, запусках новых баллистических ракет, я старался не допускать даже на уровне подсознания.

День одиннадцатый (7 км сплава до Ахтубинска. 350 км до реки Медведица): дорога домой

В этот день мы планировали не только доплыть до конечной точки нашего путешествия - города Ахтубинска, но также проехать на машине еще километров 350 до промежуточной ночевки на реке Медведица, так чтобы на следующий день доехать до дома (еще километров 800).
Как я не подгонял остальных участников путешествия, раньше 10.30 мы не выехали. После этого, при ужасной жаре (как оказалось потом, +38), мы часа за три проплыли непростой в навигации маршрут до Ахтубинска. Перед городом Ахтубинском река Ахтуба расходилась на несколько рукавов, а в районе самого города один из этих рукавов сливался с Волгой.
Посередине одной из Ахтубинских проток
Автонавигатор Garmin с картой "Дороги России" правильно показывал все притоки, хотя с их шириной он не всегда правильно попадал. Километровка "Низовья Волги" гораздо точнее пририсовывала все детали, но текущего нашего расположения, она, к сожалению, не знала.
Несколько раз мы купались. Проплывая по нескольким большим заливам почти без течения. Видели много крупной рыбы, которая скрывалась от нас при движении по мелководью. Пожалуй, одну-две большие рыбы поймать за полдня на спиннинг здесь было совершенно реально.
Последние несколько километров сплава тоже принесли пару сюрпризов: мы увидели плывущую змею, голова которой возвышалась над поверхностью воды. Во рту змеи была рыбка сантиметров семь длиной. Вторым сюрпризом была Анина джинсовая панама: она слетела в воду, и, пока мы к ней вернулись, уже затонула. Возможно, сейчас она уже доплыла до Каспийского моря, но, скорее всего, просто гниет в донном иле на дне реки.
Нам удалость точно найти нужный нам автомобильный мост, проходящий в черте города Ахтубинска через Ахтубу. Выйдя на берег, я оставил Вику и детей для разборки байдарки и складывания вещей для перевозки их на машине.
Сам я отправился пешком до автостоянки, на которой десять дней назад оставил машину. В центре города, в километре от моста через Ахтубу, оказался рынок, на котором я купил дыньку (10 рублей килограмм) и немного мелкой клубники (мелкие ягоды настоящей клубники, которая плодоносит все лето). Воблы почти не было. То, что продавали, было низкого качества и совсем мало. Мои надежды купить если не мешок хорошей и дешевой воблы на всю зиму, то хотя бы ведерко, провалились. На вопрос, где можно купить хорошей воблы, продавцы отвечали "наверное, в Астрахани". Не исключаю, что когда мы будем в Астрахани, нам могут ответить "в Турции". Интересно, что в московских магазинах "Ашан" продают "Ахтубинскую" воблу, причем дешевле, чем в ряде волжских городов. А весной прошлого года в Волгограде хотели за одну воблочку 250-300 рублей, что было в разы дороже московских цен. Если в двадцатые годы прошлого века существенная часть населения России питалась Волжской воблой, то теперь времена другие: воблу едят аристократы и рыбаки.
Легко найдя автостоянку километров в полутора от моста, я с приятным удивлением нашел нашу Honda CR-V, целую и даже стоящую в тени одного из немногих окрестных деревьев.
Машина даже сразу завелась и я поехал к пляжу, на котором ожидал увидеть собранную байдарку. Автонавигатор знал и названия улиц г. Ахтубинска, но путь до моста рекомендовал странный. Вскоре я подъехал на машине прямо к месту причаливания нашей байдарки.
Байдарка была собрана только частично, дети стояли как столбики под палящим солнцем. Еще с часок мы потратили, чтобы загрузить вещи в машину и выехать с пляжа.
Было уже 16.30, по моим оценкам, уже достаточно маловероятно, что мы успевали доехать до реки Медведица засветло.
Проезжая Ахтубинск мы купили немного еды на полдня поездки в машине, рассчитывая прикупить в Волгограде еды на праздничный ужин* и весь следующий день.
По дороге в Волгоград мы закупили с десяток дынь и несколько арбузов. Интересно, что по мере продвижению к Волгограду, цены выросли раза в два. В Ахтубинске дыни стоили 10-15 рублей за килограмм, а ближе к Волгограду они стоили уже 20-30.
В Москве мы потом обнаружили, что дыни стоят аж 80 рублей за килограмм, т.е. цена выросла еще в несколько раз. Вряд ли себестоимость перевозки на разваливающихся и перегруженных фурах велика. Скорее дело в не очень то рыночных российских рынках, а также коррумпированных чиновниках и ментах. Потом, уже в Москве мы с удивлением обнаружили, что несколько Ахтубинских дынь, которые пролежали у нас больше недели, стухли...
Проезжая Колобовку, выяснилось, что пятисотрублевое ведро раков стало уже шестисотрублевым. Раков при такой жаре уже и не хотелось, особенно давиться ими мне одному сегодняшней ночью. Стало понятно, что в этом путешествии раки прошли мимо нас, или мы прошли мимо них. Это будет задел на двухсоткилометровый сплав в следующем году до Харабали.
Между поселками Колобовка и Средняя Ахтубы мы видели песчаную бурю. Однако, заснять ее через стекло машины не получилось, а открывать окно нам совершенно не хотелось. Стоит отметить, что в пути мы наслаждались прохладным воздухом из кондиционера, без него наша поездка была бы еще тяжелее.

Во время пути на машине произошел ряд неприятных коллизий, приведших к нашему сильному переутомлению в первый, и, еще более сильно, во второй день дороги домой. Естественно, наиболее сильно переутомился водитель, он же автор повествования.
Началось переутомление достаточно банально: на машине из Ахтубинска мы выехали часа на два позже, чем было необходимо, чтобы добраться до реки Медведица засветло. Да еще гребли до этого при ужасной жаре. Потом, при приближении к Волгограду дети стали просить Вику почитать им сказки. Я три раза попросил этого не делать, сказав, что при непростом проезде через Волгоград, Вике очень желательно помочь мне с навигацией по городу. Автомобильный GPS у нас был, но при предыдущем проезде через Волгоград он предложил странный маршрут, да и с него мы слетели.
После четвертой детской просьбы Вика согласилась почитать им сказки. Это, однако, уже минут через 10 привело к ненужному напрягу водителя при навигации по большому незнакомому городу, а еще минут через 10 мы слетели с и так не оптимального пути, рекомендуемого GPS навигатором. Это привело к лишнему часу навигации по Волгограду, а также лишней нервотрепке водителя. На окраине города мы несколько раз удивлялись дорожкам между домами, по которым нам рекомендовал проехать GPS навигатор. Однако, установив режим "авто" вместо "пешеход" ехать стало более реально. Хотя до этого навигатор совсем не смущало, что пешеход перемещается по дорогам со скоростью около 100 км/ч. А вот сплавляться с режимом "авто" было неприятно, навигатор все время противном писком напоминал о необходимости вернуться на дорогу.
Также не удалось нам закупить в Волгограде еду на вечер и следующий день. На окраинах Волгограда, куда мы попали сбившись с маршрута через центр города, продуктовых магазинов почему то почти не было. Мы понадеялись (как после оказалось, напрасно) что еды мы сможем купить при движении по трассе М6, например на заправках.
На реку Медведица мы приехали часа на 3 позже планируемых семи-восьми часов вечера. К счастью, народу на берегу Медведицы почему то вообще не было. Встали мы прямо на берегу реки, где стояли при пути на Ахтубу. Минут через 30 подъехала какая то машина, но увидев нас уехала куда то дальше вдоль берега.
Вкусной и разнообразной еды, как впрочем и времени на ее приготовление у нас уже не было. Дети давно уже спали. Однако Аня ненадолго проснулась и, как обычно, сама поставила нашу трехместную палатку. Поужинав дынькой и печеньем, мы с Викой тоже пошли спать. На берегу Медведицы было на 5-10 градусов попрохладней, чем на Ахтубе.
Поздно приехав, спать мы легли ближе к полуночи. Встать мы хотели пораньше, чтобы прямо без завтрака выехать на трассу и проехать оставшиеся 750-800 километров до нашей дачи.

День двенадцатый (777 км): дорога домой

Однако, проснувшись часов в 7 утра с сильнейшей головной болью, я поспал еще часок. Голова болела немного меньше, но зато не проходила весь день поездки. Вика тоже весь день жаловалась на головную боль. Однако, дети на боль в головах не жаловались (возможно, головы у них пока маленькие). В качестве возможных причин нашей головной боли можно указать как существенную смену климата при движении с юга на север, так и загазованность трассы, нервотрепку при движении по городам, за фурами, да и вообще по российским дорогам. При приезде утомленными и существенно позже обычного, палатку мы тоже поставили в месте с существенным уклоном, я спал головой существенно ниже ног. Это было понятно с самого начала, но утомление нас и детей не позволило переставить палатку или лечь по другому.
От ночевки на реке Медведицы мы весь день добирались по федеральной трассе М6 до своей дачи в Подмосковье. Много напрягов было с обгоном огромных и медленных фур по встречной полосе движения (дорожка то однополосная в каждом направлении).
Всю дорогу я ехал с головной болью и ужасно переутомился. Останавливаться для отдыха тоже было тяжело: мимо нас проезжали медленные фуры, которые потом приходилось с трудом обгонять еще раз.
На трассе, особенно, почему то в Тамбовской области (не отсюда ли пословица "Тамбовский волк тебе товарищ"?) раз на 50-100 км попадались гаишники, специализирующиеся на вымогании больших бабок у водителей, пересекающих сплошную разделительную линию (а как ее не пересекать, тащась за перегруженными арбузами фурами по однополосной трассе?). Некоторые менты были вооружены чем то вроде телескопов, но смотрели они отнюдь не на звезды, а на склон соседнего холма, по которому проходила дорога.
Только приехав на дачу и попарившись, головная боль постепенно прошла. Достроенный нами в прошлом году дом смотрелся великолепно, особенно на фоне с любовью выращенного в этом году газона. Ласково светило нежаркое солнце. Мягкие постели порадовали всех, даже закоренелого туриста с двадцатилетним стажем.

А вот и небольшое резюме путешествия:

  1. Дети (5 и 8 лет) успешно прошли маршрут. Существенный залог этого был в их хорошей физической форме и предварительной подготовке: до этого мы несколько раз ходили с ними в небольшие походы на байдарке. Более мелких детей брать на Ахтубу еще более рискованно: жара, комары, змеи и дорога существенно напрягают даже взрослых и опытных туристов;
  2. В июле на Ахтубе жарковато, до этого мошка и холодно. Поэтому путешествия с детьми лучше планировать на август, хотя и народу может быть много; На машине тыщу километров туда и тыщу обратно мы проехали, но оказалось это очень тяжело. Однако, прямые затраты на дорогу были равны затратам на бензин и составили 4 т.р. Затраты при поездке на поезде составили бы около 20 т.р., да и с хорошие билеты можно было купить только недели за 4 до поездки. Кроме того, фиксированные даты отъезда и приезда нас не очень устраивали;
  3. Речную воду мы фильтровали через фильтр "Барьер". Без этого вода, кишащая в июле тысячами видимых и миллионами невидимых существ, была совсем "жесткой" на вкус;
  4. Палатку надо брать только летнюю, двухслойную. Верхний тент - от дождя и солнца, а отдельный от него, нижний, очень желательно почти целиком из противомоскитной сетки. В однослойных палатках в июльскую жару можно или умереть от теплового удара либо сойти с ума от комаров и огромного количества прочих летающих насекомых;
  5. Фрукты, овощи, в т.ч. арбузы и дыни лучше покупать ниже по Ахтубе (Волге): ближе к Капустину Яру, а еще лучше, Ахтубинску. Вкусный мед достаточно много продают на севере Волгоградской области, вдоль трассы М6, в районах рек Медведица и Хопер.

Оригинал отчета с большим количеством фотографий и дополнительных сведений.

Другие отчеты о походах и путешествиях вы можете посмотреть на странице Отчеты и дневники о походах с детьми.

Магазины туристического снаряжения | Детские турклубы | Ждем ваших материалов | turistenok@mail.ru


Copyright © 2007-2022 Туристенок.ру