туристические походы с детьми
добавить в Избранное

    |  Снаряжение  |  Отчеты о походах  |  Походы выходного дня  |  Путешествия с детьми  |  Фотоотчеты  |  Форум 


ПОДГОТОВКА
Планируем поход с детьми
Что взять в поход
Тактика похода
Питание в походе
интернет-магазин Треккинг
Собираемся в поход
Когда начинать
Организация похода
Выбираем детский рюкзак
Теория и практика
Основы туризма
Обмен опытом
Здоровый поход
Оздоровление в походе
Медицинская помощь
Техника безопасности
Маршруты для походов
с детьми

Пешие маршруты
Водные маршруты
Мастерская
Шьем снаряжение
Самоделки


Система Orphus
Главная   →   Отчеты  →   Водные  →   река Сылва

Сплав по река Сылва - отчет и лоция

  • Сроки похода: 19-29 июля 2015 г.
  • Плавсредства: надувные каноэ.
  • Группа: 4 взрослых и ребёнок 11 лет (в длительных водных походах принимает участие с 11 месяцев)
  • Удобство заброски-выброски: очень хорошее.
  • Категорийность реки: 1
  • Ограничение по возрасту участников (при наличии опыта детских походов): нет



  • Маршрут: Шамары (0 км, хороший магазин, стапель) – Нижняя Баская (7.8* км, отсюда до Молёбки населёнка отсутствует) – Молёбка (42 км, два магазина) – Белая Гора (67.5 км) – Красный Луг (76 км) – Березовка (87 км) – Тукманы (99.5км) – Агафонково (107 км) – Тис (125 км) – Усть-Иргино (140 км) – Тарасово (147 км) – Тохтарёво (154км, хороший магазин) – Суксун (159 км, начало типовых маршрутов выходного дня) – Морозково (169 км) – Красный Яр (174 км) – Чёрный Яр (186 км) – Лек (198 км) – Спасо-Барда (206 км) – Морозково (210 км) – Сухой Лог (219 км) – Посад (227 км) – Усть-Кишерть (233 км) – Частые (244 км, камни Бастионы) – пл.Чикали, камень Ермак (249 км, антистапель)
    * Все расстояния зафиксированы при помощи GPS.
  • Топографические карты района (в 1 см 1 км) с отмеченными стоянками по лоции (обозначения: НN - место ночёвки, ПN - место перекуса/обеда, где N - ходовой день похода), скачать по ссылке (20 Мб)


Наша лоция адресована главным образом туристам-водникам с детьми и всем тем, кому немаловажен крепкий походный быт.
Уже на второй или третий день похода, столкнувшись с дефицитом хороших в нашем понимании стоянок даже при полном отсутствии конкурентов в лице других отдыхающих, возникла идея составить лоцию Сылвы с акцентом на бивуачную тему.
Предполагается, что всю тактически важную информацию
– она написана НЕнаклонным текстом – можно скомпилировать в виде шпаргалки и с удовольствием пользоваться непосредственно в походе. Всё остальное – написанное курсивом с отступом – с собой брать не обязательно: впечатления и умозаключения на маршруте у каждого должны быть свои.
Печатать не обязательно – а прочитать стОит: мы изо всех сил старались воздерживаться от бесполезной случайному читателю мемуаристики, отдавая предпочтение информации полезной, оригинальной и общественно значимой.
Стоянки первых дней или замеченные под проливным дождём фиксировались по памяти. Топонимы приведены по-военному в им.п – в ущерб русскому языку.
По ходу путешествия мы обращались к скачанной главе публикации С.А.Торопова «По голубым дорогам Прикамья», текст которой, как оказалось, восходит к его же книжке «Рюкзак за плечи – и в поход», давным-давно добытой у букинистов в нашу походную библиотечку.
В ходе подготовки к путешествию мы совершенно упустили из виду, что описание относится в лучшем случае… к далёкому 1963 году. Это добавило забавных моментов в наш поход, и параллельной уточняющей информации в наш отчёт.
Уровень воды нам достался очень высокий, потом немного спал. О привычных для уральских походов бесконечных проводках «на бечеве» и обносах можно было забыть. Дна байдарочным веслом было не достать – а это «счастливая» глубина более семи футов.
Пляжи, перекаты и мелкие острова были скрыты под водой: уровень поднялся на метр от ординара. Средняя скорость в штиль и при попутном ветре – порядка 8 км/час (по GPS), падая местами до 6.5 км/час при хорошем встречном ветре.
Из разных источников следует, что скорость течения Сылвы при падении уровня воды до меженного снижается ровно вдвое – с 1 до 0,5 м/с.
В условиях паводка на надувных каноэ («Лукна» и «Скаут») мы с лёгкостью «делали» ежедневно около 40 км, и немаленький маршрут в 249 км (по GPS) прошли практически за 7 полных ходовых дней.

19 июля.

Заброска из Москвы предельно проста: поездом до Перми, далее пригородным поездом Пермь-Шаля до ст.Шамары. Электричка отходит от того же вокзала Пермь-2, (основное направление). Платформа низкая. Круглосуточная камера хранения (150 руб за место в сутки) под лестницей вокзала, в подземном переходе к платформам основного направления).
Дорога до Шамар долгая (впрочем, как все дороги в Пермском крае) – но необременительная: после Кунгура пути какое-то время идут по-над Сылвой, виден и камень Ермак, и Лопата – в таких местах РЖД любит делать фото для своих рекламных календарей.
На ст.Кордон – неожиданная плановая остановка минут на 20...
За вокзальной площадью в Шамарах – магазины. Есть практически все – от макарон-бантиков и фунчозы, до свежих персиков. И, конечно, свежий местный хлеб – правда, разница между белым и черным нетренированному глазу почти незаметна. Иначе как “Пятьдесят оттенков серого” наши хлебные запасы мы не называли… Единственное, что из купленного оказалось несъедобным – сухое развесное молоко, но… продавщица честно отметила его исключительность.
Набив закрома можно приступать к стапелю, и здесь оказалось важно не искать лёгких путей, а спуститься вдоль реки ниже наплавных мостков (или «плашкоутов», как неожиданно называют их местные). Для этого, перейдя ж/д пути, следует направиться по улицам Гоголя, потом Лермонтова, обогнуть церковь – старообрядческую – и вниз к реке. Так называемый «плашкоут» на вид ненадёжен, но ничего – старообрядцы по нему ходят даже… Крестным ходом…
На стапеле – никаких следов туристической жизнедеятельности. Осталось непонятным, где же всё-таки собирается основная масса водников. Неужели больше никого не останавливает трудоёмкий обнос мостков в самом начале маршрута?

ПБ (7 км от стапеля, выше д.Нижняя Баская) место обеда (или аварийная стоянка) во чистом поле. Дров нет.

ЛБ (25 км от стапеля или 3 ходовых часа). стоянка на лугу.

На этой стоянке настоящими хозяевами оказались тучи мух, собирающиеся в нимбы вокруг наших голов, оказываясь во рту, в ушах, так что пришлось с ностальгией вспомнить милых карельских комаров.
Никогда ещё в походе не приходилось так подолгу молчать: наглотаться мух можно было просто начав беседу... Это первая стоянка после Шамар.

20 июля.

ЛБ (2 км после ночёвки).
стоянка с романтично благоустроенными сеновалами. А вот палатки поставить негде.

ЛБ (вскоре)
стоянка.

А здесь – первая (и, как оказалось, последняя на 150 км вперёд) группа катамаранщиков.
Сообщили нам, что неделей ранее (т.е. до паводка) их друзья, сплавляясь по Сылве… “дрались за хорошие стоянки”.
Очевидно, причина мордобития была в чём-то другом: на Сылве нет хороших стоянок…

ПБ (ещё через – извините – какое-то время…)
стоянка. Далее до д.Молёбка (16 км от ночёвки) стоянок не было.

На историю Молёбского завода – одного из многочисленных уральских городков так называемой «империи Демидовых» – проецируется не только российская, но и мировая история XVIII-XIX веков. Только в 1904 году железоделательное производство было остановлено, после чего, помимо продукции инвалидных артелей, лесопилок и – уже к концу XX века – совхоза, в окружающий мир из села почти ничего полезного не поступало.
В 2000 году было покончено с аграрным производством, в 2006 – Молёбка лишилось сельсовета, и, как следствие, опустела огромная общеобразовательная школа и детский сад: все юные жители села на специальном автобусе ни свет ни заря отправляются в с.Осинцево. В начале прошлого учебного года в автобусе было… всего 11 школьников.
С угасанием Советского Союза и родного совхоза молёбцам волей-неволей пришлось искать точку приложения сил и народной смекалки. И она была найдена: одна из активно педалируемых в те годы тема контакта с инопланетными цивилизациями дала в Молёбке неожиданно стойкие всходы: «Молёбская аномальная зона» уже давно известна далеко за пределами Пермского края, а сейчас вообще стала одним из обязательных пунктов в программах развития регионального туризма.
На поляне, где стояла деревянная единоверческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, ныне в конце июля периодически проходят уфологические “шабаши”. В остальное время – кроме исключительно живописного вида с высокого берега на Сылву и заводской пруд – здесь можно ознакомиться с пленэрными арт-объектами уральских авторов: «молёбским гвоздём» (символизирующим не то нерушимое единство Пермского края со Свердловской областью, не то самый достойный – по мнению автора – продукт Молёбского завода), парой деревянных истуканов а-ля детская площадка, затейливым верёвочным слоном и какой-то неопрятной верёвочно-каркасной кучей, оказавшейся… черепахой. Вероятно, раздавленной этим самым слоном...
Где-то на въезде в село интернет обещал сомнительного «инопланетянина Алёшу» (старшему поколению, конечно, понятней другой народный образ, «стоящий над горою Алёша, в Болгарии русский солдат…»). И уже после нашего похода одна из центральных радиостанций сообщила об открытии где-то в богом забытой Молёбке очередного памятника на ту же тему. Не на поляне ли, освобождённой некогда от деревянного храма и старообрядческого кладбища?..
Историческая застройка посёлка вполне представлена характерными деревянными избами-дворами «на три коня» (в смысле, не с «гаражом на три машиноместа» – а с тремя объединёнными двускатными крышами) да руинами храма Троицы Живоначальной, без крыши и окон – но до сих пор под замком: всё-таки склад ещё с довоенных времён…
Чтобы как следует прогуляться по селу, потребуется никак не менее пары часов. Вольготно раскинувшаяся по холмам Молёбка нереально тиха. У въезда в деревню казалось, что смотришь с пригорка на театральную декарацию, а не на настоящие дома с живыми людьми. В лес, до перенесённого с речного берега староверческого кладбища мы так и не дошли, видели только отдельные могильные плиты, забытые ещё в прошлом веке на краю теперешней «фестивальной поляны»…
Да, чуть не забыли про то, ради чего затевали эту лоцию – магазины. Их здесь несколько.

ПБ (15 мин после Молебки)
стоянка.

ЛБ (12 км или 1 час после Молёбки)
ночевали на одной из серии просторных стоянок, соединённых сильно расчавканной тропой. Качество полян идет по возрастающей, расположены они в некотором уединении друг от друга. С сухостоем напряжёнка, но пихтовые дрова, как оказалось, радуют и в сыром виде…



Сегодня село Молёбка - столица всемирно известной аномальной зоны.
Знаменитая «Молёбская аномальная зона» расположена через реку от села и ниже по течению. Кто бы что не говорил – а мы в её «аномальности» убедились!

21 июля.

ПБ (1,5 ходовых часа после ночёвки)
неплохая на взгляд с реки стоянка.

(11.10)
«Сылвенские ворота».

Достаточно невзрачное место, проплываем мимо... Явно не Триумфальные.

ПБ (12.30 – 14.45, 18 км после ночёвки)
место обеда. Длинный узкий луг, поодаль сосновый лес с билибинскими грибами, столы у выпаса.

Продуваемое тенистое место под раскидистыми соснами, стол, рядом земляничник – уголок приятный для взрослых и детей, которым найдётся где полазать. С дровами тоже порядок. Правда далековато от реки, а на лугу после дождей стояли большие, длинные и… горячие от солнца лужи.

ЛБ (15.30, примерно через полчаса после д.Красный луг, до островов)
неплохая компактная стоянка.

ПБ (17.30, 1,3 км после ЛЭП ).
c воды видна табличка «стоянка для туристов». Стоянка достаточно чистая, симпатичная, средних размеров.

ПБ (ещё через 5-10 минут)
стоянка. С воды видны плакат с головой лося, навес. Много комаров, а в высоченной траве – змея толщиной с руку... По берегу подходит дорога, эта стоянка больше подходит для автомобилистов-выпивох.

ПБ (за 1.5 км до д.Тукманы, в 24 км с места обеда)
стоянка на полянке в соснах, рядом поле с выпасом. Здесь остановились на ночлег.

22 июля.

Дождь. Днёвка. За дровами таскаемся через мокрое поле.

23 июля.

ПБ (сразу за д.Тукманы)
стоянка.

ЛБ (ещё через 20 мин)
стоянка.

ЛБ д.Агафонково – с мечетью, ПБ пос.Тебеняки – с автобусной остановкой и магазином.

Агафонково – деревня с ярко выраженной национальной спецификой, это видно даже с воды: пасущие мелкую живность традиционно одетые татарские (по версии Торопова – марийские) девушки, чуть не единственная на всём маршруте мечеть. И… едва не единственная деревня, у которой есть свой сайт.

ЛБ (12 км после ночёвки, немного не доходя до устья р.Чекарда, на правом повороте)
стоянка, место обеда с просторным артельным столом в поле. Рядом сосновый склон с ягодами-грибами. Одина из красивейших речных излучин на маршруте.

С радостью рассматривали потом, в кунгурском Музее карста, аккуратные образцы палео-эн-то-мо-фауны (такие слова только по слогам!), собранные специалистами в устье Чекарды. Зато «на пленэре»… из-за обильных дождей песчаный берег в месте раскопок превратился просто в грязное месиво, а глинистая круча с чудом держащимися на бровке соснами, достаточно опасно нависала над головой. К тому же, как оказалось, отпечатки древних насекомых и трав слишком мягки для транспортировки…

ЛБ
д.Юлаево, в конце поля пляж, не очень хороший.

ПБ
дорога по лесной кромке, возможна стоянка.

ПБ (ещё через 5 минут)
стоянка на правом повороте.

ЛБ (ещё через 30 минут)
стоянка в поле.

ПБ+ЛБ (ещё через 10 минут)
стоянки за 500 метров до правых поворотов.

ПБ (с.Тис)
стоянка со столиком посередине села, за первым мостом. Тис настолько велик, что имеет аж 2 подвесных моста в его разных концах.

Это старинное село в дореволюционном прошлом имело промышленную историю, подобную демидовской Молёбке, но несколько более счастливую при советской власти. Водосброс заводского пруда до сих пор виден (и слышен) на левом берегу, а сонное однообразие столетних изб с расписными наличниками начало потихоньку разбавляться пронзительными цветами ондулиновых кровель. Именно в Тисе становится заметна транспортная доступность села, делающая его привлекательным для дачника и подрядчика. Ниже по реке «подпор цивилизации» становится всё заметнее, видно всё меньше старинных уральских изб, всё больше оцилиндрованных «типовых проектов», лжефахверка и прочей современной нелепицы…

ПБ (точнее, на острове у ПБ при выходе из Тиса)
уютная стоянка в хвойном молодняке.

Пора было озаботиться ночлегом. Вот тут-то нас и подвело романтичное описание из книги Торопова: «…В устье Иргины лежит живописный остров, поросший соснами, осокорями, тополями, елями. Здесь прекрасное место для ночлега, рядом в омуте великолепная рыбалка…». Не зная на тот момент, что чудо-остров был таковым полвека назад, мы решили, что наша ночевка будет именно там…
Впопыхах проскочили ещё одно старинное село – Торговищи. В 1970-х с вывезенной отсюда деревянной сторожевой башни начался пермский open-air «Хохловка», а стоящий по соседству сруб колокольни начала XVIII века музейщиков почему-то не впечатлил. Похоже, он до сих пор на своём месте, но проверить не довелось…

ПБ (после с.Торговищи)
стоянка с баней и ведущей к ней грунтовкой.

…Ага, вот и хвалёный остров в устье Иргины.
Мы обплыли его и справа, и слева, на этот «Лас Колорадас» даже высадился наш «десант», прочесавший бурелом, но ничего кроме рыбацкого пятачка обнаружено не было!
После этого словосочетание «красавец-осокорь» вошло в наш походный лексикон на манер Эллочки-людоедочки для выражения целой гаммы бесполезных чувств! И надо ли говорить, что недоумение, связаннное со злосчастным описанием маршрута, было не последним в этом походе…

ЛБ (после устья р.Иргина)
стоянка в поле, удобный выход к воде, грунтовка вдоль берега. Перед следующим подвесным мостом

ПБ (перед следующим подвесным мостом, 29 км от устья р.Чекарда)
беседка, начало стоянки длиной 500 м (луг). Ночёвка.

Остановились на штатном месте с беседкой близ подвесного моста в Сивково. В отличие от Торопова, мы не очень любим ночевать в деревнях, но… световой день был исчерпан. А наступившее утро с лихвой окупило вчерашние гонки нежданными дарами природы…


Кто бы мог подумать, что рыжики едят сырыми!

24 июля.

ПБ (1 час после ночёвки)
после д.Сажино низкий луговой берег, залесенный склон горы в 100 метрах, возможны стоянки.

ЛБ (после с.Тарасово)
на правом повороте навес и плакат «Берегите лес», напротив на ПБ тоже есть навес, возможна стоянка в чистом поле.

ПБ (ещё через 45 минут)
полевая стоянка в березках и двух соснах. С воды стоянка видится очень симпатичной!

ПБ (ещё через 100 м)
стоянка.

Далее – после урочища с озадачивающим названием Казённая перемена – д. Тохтарево с магазином. Зачалиться к ЛБ можно как до а/м моста, просочившись к берегу в прогал через заросли травы, так и после моста.

В книге Торопова предлагается осмотреть очередную деревянную церковь «без единого гвоздя» за околицей деревни, однако на месте оказалось, что церковь вывезена в Пермский архитектурно-этнографический музей «Хохловка»… еще в 80-х годах. Скорее всего, оно и к лучшему: целее будет. Представить страшно: 1694 год – попросту за околицей. Хотя первое, на что обращаешь внимание в посёлке – пожарная рында и таблички на домах «при пожаре выноси лопату», «выноси ведро»… Зато в поселке оказался один из тех уральских чудо-магазинов, где на витрине отлично соседствуют закалённый саморез 4,2х30 и паста «Мои первые зубки»…

ЛБ (17 км после ночёвки)
после левого поворота в конце деревни стоянка (место обеда) на территории какой-то базы.

Остановились на обед. База в настоящий момент заброшена, за большим артельным столом никто давно не сидел, только мохнатый песик, по старой памяти продолжающий здесь что-то охранять, составил нам приятную компанию. Территория огорожена забором с колючей проволокой со стороны поселка, только калитка открыта. Таким образом, образовалась уютная – даром, что за колючей проволокой! – стоянка в соснах, с местами для палаток в непосредственной близости от поселка.

ЛБ (ещё через 50 м)
выход на луг.

ПБ (напротив д.Сасыково)
стоянки.

Крупный посёлок Суксун – собственно, финишную точку запланированного маршрута – берём сходу. ЛБ близ подвесного моста, назначенный ещё дома местом антистапеля, оказался в жизни много круче и неудобнее, но… теперь это и не важно: решено продолжить поход до Кунгура! Планировали остановиться на ночлег у водопада Плакун, но… грядущие выходные и похожая на погоду погода привлекли в это место массу отдыхающих на машинах, поэтому ни около водопада… ни на противоположном берегу… ни через 500 м по ПБ, где видели занятую автолюбителями стоянку, нам встать так и не удалось.

В итоге, осмотрев водопад Плакун и даже попробовав на вкус (вода исключительного вкуса и чистоты!), встали в чистом поле.

ЛБ (10 км от места обеда).
стоянка на ночь. Река – в 100 м от места стоянки, крутой подъём в лес с дровами – в 300 м, рядом сложены бревна, есть несильно разъезженная колея, следы выпаса.

ЛБ (ещё через 300 м)
стоянка и получше, ближе к лесу…

…но занятая. На противоположном берегу чисто поле без леса, кустарников, также сложены бревна. Но если нас поутру разбудило всего лишь мычание коров, то на противоположный берег прикатил трактор, который начал растаскивать бревна.

25 июля.

ПБ (1 час после ночёвки)
проплыли д.Красный Яр. По ПБ, после подвесного моста, место со скамейками и столом. Места для ночлега мало.

ЛБ (2 часа или 14 км после ночёвки)
Стоянка(место обеда) со столом в конце д.Сылвенская одина, луг, вдалеке лес.

Здесь мы приготовили обед. А сервировали… под столом: дождь.

На левом повороте в д.Черный яр галечный пляж по ЛБ. Далее, в д.Зенино по ПБ галечный пляж на острове.

Сылва может приготовить приятный сюрприз даже для… любителя вышедшей из обихода железнодорожной техники.
Не доходя около 1 км до д.Спасо-Барда на ПБ видны паровозы. Это одна из баз запаса «Шумково». Ещё недавно здесь стояли под охраной сотни единиц подвижного состава – законсервированных локомотивов и вагонов. Впоследствии часть паровозов оказалась на постаментах и в музеях, вагоны укатили в неизвестном направлении, и сегодня «Шумково» – это пара десятков «Лебедей» (паровозов серии «Л»), один «советский румын» серии «Э» и цистерна, собранные в отстойнике на краю леса. Для эксперта здесь давно не сезам – остались самые массовые серии в образцах 50-х годов. Но техника на удивление в удовлетворительном состоянии, а немузейная возможность беспрепятственно проникнуть куда угодно – хоть в топку паровоза – такой интерактив дорогого стоит…
На экскурсию оденьтесь попроще – а ля кочегар – да не забудьте фонарик с фотоаппаратом. А кто не прочь потеряться не только во времени, но и в пространстве, пусть не бежит впереди паровоза:


Теперь старые паровозы охраняет только этот летучий мышонок.
встать лагерем лучше пораньше, на…

ПБ (21 км от места обеда, выше устья р.Лек)
…так же в Голландии называется один из рукавов Рейна. На карте Генштаба здесь обозначена нежилая д.Скворцово, от которой не осталось ничего, кроме роскошной луговины. Стоянка, пригодная для днёвки, есть и на ЛБ, почти напротив.

Около одного из раскидистых осокорей, самого живописного, мы и остановились на днёвку. Место с достаточно удобным подходом к воде, а вот нормальные дрова далековато...
На экскурсию к паровозам сплавлялись полкилометра вниз, а потом упорно выгребали против течения. Через Лек перебраться много короче и проще, но противоположный берег показался сильно заросшим, чтобы пробовать пробиться.

26 июля.

Дневка.

Утром нас разбудило характерное чавканье проголодавшихся телят. Большое стадо двухлеток, в ушах бирки с инвентарным номером и… днём рождения. Не найдя, кого бы поздравить, попрактиковались в ремесле пастуха (поскольку настоящего на этот раз с ними не было) и отогнали покладистую животину на безопасное – в основном для развешанной на просушку одежды и прочей соблазнительной мелочи – расстояние.
Пару-тройку раз на мотоцикле с коляской приезжали местные, похоже, проверяли рыболовные снасти, стоящие постоянно в ручье поблизости.

27 июля.

На правом повороте реки на ПБ перед д.Спасо-Барда навес на лугу, вероятно, тоже места выпаса. Поодаль виден карьер с соответствующей техникой.

ЛБ (за мостом после д.Спасо-Барда)
стоянка.

ЛБ (напротив впадения притока – р.Барда)
стоянка с каркасом бани.

За устьем Барды – высокий, поросший разнотравьем берег со следами фортификационных работ. Наверху безымянный памятник со звездой, очевидно, героям Гражданской.

ПБ ( перед д.Сухой лог в конце луга)
стоянка.

ПБ (после д.Сухой лог)
стоянка в начале горы с камнем Лобач (19 км после ночёвки), в лугу, до поворота на юг.

У самого камня Лобач две стоянки (места обеда), достаточно замусоренные. Ближайшая к камню – с неплохим очагом и столом.

Здесь мы обедали. На склонах чудное уральское разнотравье: цикорий, горная гвоздика…
На сам камень можно взобраться несколькими путями. Самый пологий начинается, когда дорога, идущая вдоль камня, заворачивает за него. Пройдя полпути можно подняться и по сыпухе крутого склона. А последний вариант, ещё покруче – если идти со стоянки на камень «в лоб», огибая его справа.
Небезопасно в сырую погоду!
С Лобача можно изучить свой дальнейший маршрут по Сылве на ближайшие часа полтора.

После поворота реки на север, не доплывая живописного хребта (трёх гор, популярных у местных дельта- и парапланеристов – Пеньковской, Мыщелки и Колымаги) есть две стоянки по ПБ. Первая из них – в осокорях – симпатичнее и уютнее на вид.

ПБ (д.Посад)
стоянки перед деревней (на левом повороте реки) и после неё перед
урочищем Клёновое.

Читая Торопова, в очередной раз убедились в неактуальности его красотоописаний: никакой деревни Клёновой с 40-километровым видом во все стороны нет и в помине: одноимённая гора плотно поросла лесом, а деревни – жилой или нежилой – не отмечено даже на карте Генштаба.

В начале урочища Лопата симпатичная стоянка на высоком склоне, через некоторое время еще одна стоянка, и еще одна на лугу – все по ПБ, для любителей отдохнуть «там, где тревожно гудят, стучат поезда…». Тем не менее вставать рекомендуем именно здесь, не углубляясь в Лопату.

Следующая стоянка – уже в точке максимального удаления от железной дороги. Высокий ЛБ, ступени с поручнями, есть небольшой мосток-причал. Но сама стоянка оказалась расчавкана и неуютна: сказались дожди и популярность урочища. Через некоторое время по ЛБ – рыбацкая стоянка. Палатки ставить практически негде.

Мы остановились на стоянке у выхода из Лопаты по ПБ (21,5 км от Лобача). С воды увидели автомобильный съезд, поднявшись по которому обнаружили полузаброшенную дорогу вдоль берега, очаг со скамьей и заваленный каркас навеса.

Стоянка в паре сотен метров от деревни Нижние Частые, можно подняться лесом по склону и дойти до экологической тропы с претенциозной табличкой «Рифы Пермского моря» (куда она ведет, мы не проверяли…) и до тропы, которая приводит к двум камням-бастионам.
К сожалению, пещер, заслуживающих внимания, в камнях мы не нашли, пришлось довольствоваться каким-никаким видом на реку, лес и железную дорогу с оранжевыми человечками.
Так в очередной раз описание Торопова для нас оказалось дезинформирующим.

28 июля.

Днёвка.

29 июля.

ПБ – пос.Нижние Частые, где-то здесь учебно-научная база «Предуралье» Пермского универа.
С воды видны информационные стенды с картой охраняемой территории, правилами поведения и возможными карами за их несоблюдение.
В Нижних Частых пара выходов к воде со знаками, запрещающими причаливать, и множество – причаливать приглашающими. Голубые кнехты – это находка! Затем порядка десятка стоянок разной степени живописности и удобства по ПБ и пара стоянок, удобных для антистапеля с выброской к ж/д пл.Камаи, по ЛБ. Начиная с этих Нижних Частых поход можно заканчивать и в случае автомобильной выброски: по ПБ из г.Кунгур проложен отличный грейдер. Ещё в 1-2 км ниже по течению есть несколько удобных мест для антистапеля и ночёвки с автомобильным подъездом.

Надо отметить, трансфер в Кунгур может стОить вполне приемлемо, таксисты отличаются аккуратностью и пунктуальностью: конкуренция велика.

Только закончилась череда стоянок, как показался камень Ермак, ПБ (всего 6 км после ночёвки).
Около него в ряд выстроились 5-6 оборудованных пикниковых площадок с бетонными кольцами вокруг очага, кое-какой мебелью, а также турником и качелями у одного из костровищ.

Одна поляна переходит в другую, но есть место для стоянки более уединенное, сумрачное и подальше от воды (близ площадки с мусорными контейнерами, в начале тропы наверх справа от Ермака), или пара стоянок с выходом к воде, но узкой тропкой к дороге, что отсекает автомобилистов.
С дровами, конечно, напряжёнка. Топливо нужно или привозить с собой, или довольствоваться безнадёжно сырой хвойной обрезью, которую здесь вываливают для туристов близ той-же помоечной площадки. Особо ловкие «лесорубы» добывают дрова наверху, после чего сбрасывают с многометровой высоты, но… здоровее привезти с собой.
Камень Ермак – место настоящего паломничества кунгуряков, пермяков, пионеров из местных лагерей и просто проезжей и проплывающей публики. Самый пологий путь для «восхождения» – справа, от помойки. Самый быстрый, но в меру трудоёмкий – правее обзорной площадки, от придорожного информационного стенда.
Смотровая площадка на самом верху огорожена, но на наших глазах один из пионерских отрядов зачем-то подогнали прямо к пропасти. Аллюзия на спартанские методы «работы» с трудными подростками на этом и закончилась: несчастных детей просто заставили по очереди подойти к самому краешку, растопырить руки на манер Кейт Уинслет в «Титанике» и пропищать: «Я все сумею!! Я все смогу!!!»...


С камня Ермак - лучший вид с вечерними поездами.
О сотовой связи: под Ермаком на неё лучше не рассчитывать. Чтобы заказать машину, нам пришлось предпринять марш-бросок в сторону Кунгура через руины довоенного д/о «Песчанка» и забавный дачный посёлок едва не до Филипповского карьера (МТС).
Пока шли, местами «нитевидный пульс» был у Билайна и Мегафона. Похоже, с местным Utel та же картина… Шанс обрести сигнал повышается и на верхушке Ермака, но, опять же, зависит от погоды и времени суток…
Вот и всё, на этом водная часть нашего похода завершилась. С места последней стоянки мы доехали на заказанной машине до Кунгура, где наши рюкзаки на сутки приютило багажное отделение ж/д вокзала. Платите 165 руб за место в справочной вокзала, а кладовщика следует искать работающим по совместительству… в платном туалете на платформе, как раз по соседству с багажным отделением. Куда направиться в Кунгуре в первую очередь знают все – конечно, Ледяная пещера.
Поезжайте автобусом №9 до конца, а вот остановка «Пещера» автобуса №2 пусть никого не морочит: по-видимому, это место продажи билетов и переправы к пещере с другого берега Сылвы… ещё при царе.
Прокат теплой куртки на месте – 100 руб, не утеплившись как следует, стоит только посетить Музей карста (слева от входа в пещеру).
Если не ограничивать пребывание в городе одним днём, неплохо было бы зайти в краеведческий или музей истории купечества. Тем не менее впечатлений и наблюдений из этого старинного городка мы с собой набрали предостаточно – но это уже отдельная тема..
На следующий день ни свет ни заря кунгурской электричкой выехали в г.Пермь, где снова вещи – в камеру хранения (о ней я уже писал), и двинули в просыпающийся город…
Во-первых, для тех, кто в Перми впервые, хочется рекомендовать туристический маршрут «Зеленая линия». Уже дома на том же сайте обнаружили маршрут «Красная линия», но в августе эта трасса была с другим «наполнением» – посвященным победе в Великой отечественной.
Во-вторых, стоит зайти в Художественную галерею – непременно к «пермским богам» и, если повезёт, на временные выставки, которые готовятся здесь с большим вкусом и знанием дела.


Один из бесценных экспонатов, собранных по Пермскому краю.
Пожалуй, первый раз водный поход мы заканчивали «буферными» городскими прогулками, позволяющими несколько смягчить радость от предстоящего возвращения к московским трудовым будням с такой разноплановой и по-своему уникальной уральской реки как Сылва.
Реки, на которой хотелось бы ещё не раз оказаться...
Теперь главное, не забыть: турист букинисту не товарищ!

Команда «Sampo5»(Москва)
июль-август 2015г.


Другие отчеты о походах и путешествиях вы можете посмотреть на странице
Отчеты и дневники о походах с детьми.

На главную страницу

Магазины туристического снаряжения | Детские турклубы | Ждем ваших материалов | turistenok@mail.ru


Copyright © 2007-2022 Туристенок.ру